А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | |
Герцен Теодор Теодорович (1935-2003)Имя Теодора Теодоровича Герцена широко известно не только в Кыргызстане и в соседних государствах (России, Казахстане, Узбекистане), но и в далекой Германии. Теодор Герцен завоевал эту известность своим огромным талантом, трудолюбием, своим авторитетом художника, гражданина и хорошего человека. О личности Герцена двух мнений нет. Это - художник с очень ясно сложившимся и определившимся художественным мировоззрением и с определенно выработанной формой, и эта форма является в то же время очень живой и убедительной. При этом Теодор Теодорович Герцен обладал совершенно своеобразным художественным почерком, восходящим к графике Северного Возрождения. За свой труд художник удостоен ряда правительственных наград и почетных званий - Народный художник Кыргызской Республики, действительный член республиканской Академии художеств, кавалер ордена "Данк" (Слава). Теодор Герцен родился 15 марта 1935 года в с.Орловка Ленинпольского района Таласской области. Его родители приехали в Кыргызстан в конце 1920-х годов - мать с Поволжья, отец с Украины. Именно отец будущего художника - Теодор Гергардович - сыграл большую роль в становлении личности своего сына. Он был широко известен во всей Таласской долине, да и во всей республике, как народный просветитель. Отец был истинным интеллигентом, незаурядным художником-любителем, организатором одного из лучших в Советском Союзе колхозного музея широкого профиля - эта была и картинная галерея, и музей воинской и трудовой славы родного колхоза, и краеведческий музей. Сюда приходили школьники, колхозники, сюда районные и областные власти с гордостью водили гостей из столицы и из-за рубежа. Теодор Герцен закончил Фрунзенское художественное училище по специальности "живопись". Однако настоящим его призванием стала книжная графика. Он известен, главным образом, как художник книги, серьезный и вдумчивый иллюстратор. Его учителями были большие художники и замечательные учителя - А.И.Игнатьев и Ф.М.Стукошин. Они многому научили Герцена - и технике масляной живописи, и работе на натуре, и цветовой гармонии. Затем Герцен продолжил свое образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское), где он получил специальность художника-монументалиста. Первой его монументальной работой была единственная в республике фреска "Отдых" в Кеминском районе. Из других монументальных работ Герцена следует выделить темперную роспись "Воскресный день" в Сокулукском районе, мозаику "Женщины" в интерьере салона "Ай-Пери" в Бишкеке и комплексное оформление здания Кыргызского драматического театра в г. Оше. Работая в книжной графике, в различных техниках и жанрах монументального и станкового искусства, Герцен в каждой работе уделял большое внимание. За 40 лет жизни в искусстве Герцен сделал удивительно много - и как художник-монументалист, и иллюстратор книги, и автор пастельных и масляных пейзажей, портретов, натюрмортов, циклов и серий гравюр. Знаменитым Теодор Герцен в Кыргызстане стал своими иллюстрациями к эпосу "Манас" - циклом замечательных линогравюр, ставших итогом многолетней работы, изучением истории кыргызов, их духовной и материальной культуры, уходящей вглубь веков. Герцен иллюстрировал вариант, записанный в изложении Орозбакова, вариант, ставший после издания с гравюрами Герцена классическим, что неудивительно, так как впервые эпос был издан со зрительным рядом, принятым и манасоведами, и этнографами, и художниками-коллегами, и - что самое главное, - кыргызским народом. В этой работе произошло редкое слияние изображения и слова. Герцен выполнил к этому изданию 200 гравюр - огромный, беспрецендентный труд. В недавно вышедшей книге профессора Майрам Акаевой “У надежды не бывает ночи” автор назвала Теодора Герцена певцом гор и степей, а созданные им работы - гордостью и национальным достоянием. Она пишет: “Совершенно уникальны иллюстрации Теодора Герцена к главной книге кыргызов - эпосу “Манас”. Когда я смотрю его “манасовские” работы, то думаю, как безграничны возможности настоящего таланта. До какой же степени он проникся духом народа, чтобы в каждой его линии чувствовалась душа кыргыза!”. Второй работой, не уступающей по силе воздействия на читателя и зрителя иллюстрациям к эпосу "Манас", можно считать цикл гравюр к немецкому эпосу "Песнь о Нибелунгах". Герцен, этнический немец, не мог быть равнодушным к национальному наследию Германии, поэтому обращение его после "Манаса" к "Песне о Нибелунгах" - это и обращение к историческим корням своего народа, и желание окунуться в европейскую средневековую стихию народного творчества. В работе над "Нибелунгами" художник проделал предварительные исследования с помощью друзей из Германии, повозивших его по средневековым замкам, музеям, предоставивших возможность познакомиться с соответствующей литературой в библиотеках. Над иллюстрациями художник работал одержимо; он нарезал большое количество досок (54), работая над вариантом одних и тех же сюжетов. Как бы там ни было, книга была издана - и издана прекрасно. Она имела успех в Германии, и это была победа. Успех художника реалистического направления в странах Западной Европы - дело далеко не простое. По-видимому, здесь сыграли свою положительную роль два фактора. Во-первых, иллюстрации были сделаны к литературному памятнику, а во-вторых, сам Герцен - немец из далекого Кыргызстана, - представлял для коренных жителей современной Германии особый интерес. В лице Теодора Герцена произошло совмещение культурных пластов двух народов. В этом плане Герцен выполнял гуманную миссию, так что неслучайно его знают, прежде всего, как автора иллюстраций к этим двум великим эпическим произведениям. Теодором Герценом были оформлены также замечательные издания собрания сочинений Токтогула, кыргызских народных сказок, “Кобзарь” Т.Шевченко, “Джамиля” Ч.Айматова, “Хождение по мукам” Л.Толстого. Творчество Герцена - это творчество убежденного реалиста, любящего людей и природу, преклоняющегося перед своими великими предшественниками и стремящегося работать в их традициях, невзирая на модные веяния в современном искусстве. О творчестве народного художника Кыргызстана Теодора Теодоровича Герцена можно говорить очень много - так оно велико и многогранно. Его еще предстоит изучать и пропагандировать. Теодор Теодорович Герцен скончался 29 июня 2003 года от тяжелой продолжительной болезни в небольшом городке близ Кёльна в Германии. Мы будем помнить его человеческий и художественный дар, присущее ему чувство гармонического равновесия, помогавшее воплощать в красках и концентрировать в единой точке художественного пространства немыслимые красоты человеческого духа и природы, которые мастер умел разглядеть и запечатлеть для нас, живущих, кто будет помнить Теодора Герцена и твердо знать, что память эта не сотрется никогда из памяти живущих на земле Кыргызстана. ИСТОЧНИКИ |
|
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |
К списку статей Гостевая книга На главную страницу |