| К списку статей о театре | | |
Отдельное большое человеческое спасибо :-) службе по связям с общественность театра «ФЭСТ» (и лично Алёне Константиновой) за предоставленные дополнительные вырезки из статей для этой страницы! Сентябрь 2008 г. |
|
Стая Сиринов пролетела![]() ![]() Эмблема фестиваля «Подмосковные вечера», который прошел в Мытищах 10-15 октября, - очень симпатичная, грудастая птица Сирин, личико которой напоминает по форме театральную маску. Фестиваль был воспринят и проводился организаторами с дебютным волнением и дебютными же ошибками. Однако афиша с таким Сирином уже три года висит у меня дома на стене. Именно тогда фэстовцы - а именно мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» во главе со своим худруком заслуженным артистом России Игорем Шаповаловым - затеяли новый фестиваль и провели пилотный, пробный «запуск». Это техническое слово в отношении «ФЭСТа» очень даже уместно. Около двадцати лет назад, в конце 80-х, театральная студия факультета электроники и системотехники вполне технического вуза («ФЭСТ» - аббревиатура этого самого факультета) стала первым профессиональным мытищинским театром и сообща поступила в «Щепку», образовав дружный заочный курс. Возникновение «ФЭСТа» сегодня овеяно легендами, да и вправду в нем есть нечто чудесное, как и во всяком успешном рождении нового театра, - множество доброжелательных совпадений судьбы и случая. Так или иначе, но «ФЭСТ» с колыбели отличают определенные родовые черты: студенческое братство; веселый нрав - склонность к капустнику и эстраде, эксцентрике и пародии; деловитость - понимание людей с нетеатральными мозгами и умение с ними договориться. Сегодня «ФЭСТ» - крупнейший профессиональный театр Подмосковья с постоянной немаленькой труппой, зданием в центре города, большим репертуаром и полными залами. Театр гастролирует по стране и за рубежом, имеет своих поклонников в Москве, которые специально ездят на его премьеры в Мытищи, не боясь расстояния. Постановщик большей части спектаклей - бессменный главный режиссер И.Шаповалов, не боящийся, впрочем, приглашать и «чужаков». В последнее время спектакль «Свои люди - сочтемся» поставил В.Константинов. «Солнцеликого» («Кабалу святош») - М.Агеев. Конечно, «ФЭСТ» перерос положение студийного театра, «младшего брата», к которому «старшие» относятся благожелательно-снисходительно. Отчасти он страдает комплексом «провинциала», обостренным близостью к столице. Поэтому проведение своего фестиваля - не только возможность подарить праздник мытищинским зрителям, пообщаться с коллегами из других городов и стран, но и осознанная необходимость взросления. Кроме того, прагматическая и благородная цель фестиваля, которая успешно решается, - привлечь к театру внимание деловых людей. Пробный шар - пилотный фестиваль - точно и мягко лег в лузу в 2003-м. Фэстовцы получили поддержку администрации города и опирались на идею побратимства - пригласили давних друзей Мытищ из Паневежиса и Габрово, где сами уже бывали с гастролями. Театр, некогда созданный Мильтинисом и носящий его имя, привез на первые «Подмосковные вечера» спектакль «На Золотом озере» Э.Томпсона в постановке Раймондаса Баниониса с легендарным отцом режиссера, артистом Донатасом Банионисом в главной роли - артист играл отменно. Болгарский театр из Габрово «Рачо Стоянов» показал мастер-класс невероятных «старух» - блеск гротеска и слезы души продемонстрировали актрисы в спектакле «Вчерашние поцелуи» режиссера Невены Митевой. На следующий год планировался полноценный, масштабный фест. Театральным критиком и переводчиком Элеонорой Макаровой, другом фэстовцев, была сформирована внушительная программа (она проделала ту же работу и нынче), организаторами была проведена вся предварительная работа. Но, увы, «ФЭСТ» погорел в буквальном смысле - пожар привел в негодность здание театра, которое фактически пришлось строить заново, а заодно разрушил планы и отсрочил проведение вторых «Подмосковных вечеров». Разрыв во времени не пошел фестивалю на пользу - информационная волна, поднятая «пилотом», канула, новая реклама оказалась недостаточной, многие потенциальные зрители фестиваля о нем попросту не узнали. Кого-то отпугнули наушники - и правда, на литовской «Встрече» техника отказала, и публика весь первый акт могла только следить за Донатасом Банионисом и Регимантасом Адомайтисом, не понимая их диалогов. Что было губительно для восприятия - пьеса Поля Барза сугубо разговорная. На спектакле «Иди ко мне, Кремль!» болгарского театра из города Враца, безусловно, достойного внимания, оказался полупустой зал, что обидно и более того - непозволительно. Почему-то в афише фестиваля не была представлена последняя премьера известного в России мытищинского кукольного театра «Огниво». И все же фестиваль состоялся, представил очень разные по стилистике и направлению поиска театры, спектакли которых сложились в целостную картину современного Театра. По-моему, напрасным был конкурс, по мнению И.Шаповалова, необходимый для привнесения интриги, - уж слишком разные спектакли, в том числе и по времени создания, не поддавались сравнению, не укладывались в рамки традиционных номинаций. В результате жюри названия каких-то номинаций изменило и призы-таки - пузатеньких керамических Сиринов - раздало. Свои награды вручили и местные власти, и спонсоры. Открылся фестиваль «Чумой на оба ваших дома» Г.Горина, постановкой «ФЭСТа». Спектакль яркий, зрелищный, командный, из тех, что любимы зрителями, уже несколько лет в репертуаре. И.Шаповалов рассказал историю новых Ромео и Джульетты на фоне маскарада, превратив массовку и второстепенных персонажей в маски - то в зловеще-лицемерных придворных, то в гостей на балу, то в ликующую толпу. Такое решение выигрышно, эффектно, но несет и потери. Непонятно, например, почему такого харизматичного, умного и значительного сеньора Монтекки, каким его играет заслуженный артист РФ Игорь Бондаренко, окружают столь ничтожные приближенные (одинаковые мертвящие маски и карикатурная пластика стирают индивидуальность персонажей). Не всегда соблюден баланс «поправдашности» и пародии - особенно в сценах с цыганами. Однако главное, при чрезмерной «обкатанности» спектакля, работе актеров на зрителя, использовании устоявшихся «штук» и приемов, при некоторых технических накладках с музыкой и некоторой прямолинейностью сценографии, в «Чуме» умеют играть любовь, обе пары значительны: сеньор Монтекки - И.Бондаренко и сеньора Капулетти - заслуженная артистка России Татьяна Полянская играют не только нынешние отношения, но и давнюю горькую их предысторию. Красивая, броская актриса Алла Баринова - Розалина и ироничный «простодушный» циник Антон Кузьменко - Антонио (премия «Лучшая мужская роль») убеждают в реальности своей любви до гроба, близости отверженных миром. Русский театр Мордовии привез премьеру прошлого сезона, уже показанную на двух фестивалях, «Порог» А.Дударева, спектакль о котором «Страстной бульвар» писал неоднократно. Театр русской драмы «Камерная сцена» (Москва), к сожалению, из-за форс-мажорных обстоятельств был вынужден произвести замену - вместо заявленного в программе водевиля показал «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Режиссеры - заслуженные деятели искусств России Михаил Щепенко и Тамара Басниина героически сократили спектакль (дневной показ должен был закончиться хотя бы за час до вечернего). В смысле актерского существования и мизансценического решения спектакль оставил ощущение «музея», его подлинная жизнь рождалась на пересечении реалистически-заповедного со скупыми условными декорациями (сценография Алексея Мамонова). В спектакле потрясающие костюмы, со сложнейшей ручной отделкой, сочетающие исторический крой с современными материалами (художники по костюмам Алексей Мамонов и Владимир Тюрин, ассистент Елена Носова, модельер Татьяна Егорова). Кроме просветленного, тонкого дуэта царя Федора (приз администрации Мытищ) и царицы Ирины, которых играют постановщики и руководители театра, удачным показалось решение образа Бориса Годунова. Заслуженный артист РФ Алексей Савченко «не снимает» с лица насмешливого, глумливо-ироничного выражения, отчего его злодейства кажутся особенно варварскими, - вплоть до финала, когда страстный монолог приоткрывает его истинную боль и радение за родную землю. Споры - от восторга до однозначного неприятия - вызвал показанный вне конкурса камерный спектакль из Нижнего Новгорода. Театр одновременной игры «Зоопарк» рискнул поставить «Москву-Петушки» Венедикта Ерофеева (приз зрительских симпатий) и нашел адекватный театральный язык для инсценизации культового романа (ее осуществляла вся команда - актеры и режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая). Пластичные остроумные актеры в каком-то смысле выполнили культуртрегерскую и психотерапевтическую задачу - подарили встречу тем, кто любит и помнит; представили кумира отцов детям на понятном молодому зрителю языке. В результате помогли не только детям сделать шаг навстречу родителям, но и наоборот. На мой взгляд, получилась все-таки прежде всего бытовая, социальная история, с ностальгическим воспроизведением атмосферы, причем очень скупыми средствами - подлинными дерматиновыми чемоданами, которыми актеры всячески манипулируют, костюмами, светом (актеры сами регулируют фонари, иногда направляя на лица друг другу или себе и вызывая весьма определенные ассоциации), музыкальным подбором и танцами. Но очень редко спектакль заглядывает в метафизические подтексты «Москвы-Петушков». Но заглядывает. Конечно, главная нагрузка легла на исполнителя Венички - Олега Шапкова (приз спонсоров), играющего человека, выпавшего из социума, талантливого, обреченного. Основной акцент актер делает на истории болезни, а не на избранном изгойстве и мытарствах души. Нелегко пришлось и ангелам-попутчикам-рассказчикам - лирической Юлии Косаревой и хохмачу Льву Харламову, работающим с азартом и самоотдачей. В болгарской постановке пьесы Алексея Казанцева «Иди ко мне, Кремль!» (режиссер и музыкальное оформление Николая Полякова) сценограф Мария Диманова выстроила на камерной площадке «вагончик» - три замкнутых пространства, три «купе» - кухню-комнату-спальню - с проницаемыми стенами. Такое решение и музыкальная тема Майка Наймана недвусмысленно отсылают к фильму Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» и дают большие возможности для игр с пространством и стилями. В чем-то они удаются, что-то не срабатывает, наверное, прежде всего из-за камерности, которая создает эффект «шкатулки», снимающей загадочность блужданий персонажей, «проникающих» сквозь стены и возникающих из неожиданных мест, снижает значимость метаморфоз, происходящих с героями, двойничества, играет на приближение происходящего к зрителю и на понижение смыслов. История рассказывается как комедийно-абсурдная, актеры мастерски используют гротеск, но социальный подтекст, столь важный у А.Казанцева, порой из спектакля полностью исчезает Очень хороша Наташа Шаматова в роли Ольги, а Анастас Попдимитров, играющий Николая Онова (вторая премия «За лучшую мужскую роль»), покорил невозмутимой значимостью, личностным объемом, умением соединять гротеск и психологизм. Страстный и отрешенный, трагический и светлый, мастерский и импровизационный «Диалог самцов» украинского «Свободного театра» стал пиком фестиваля и получил премию «За лучшую режиссуру». Как живет в сегодняшнем Киеве русскоязычный негосударственный театр, не имеющий своего здания и финансовой поддержки, - отдельный разговор. В основе текста спектакля - одноактная пьеса Патрика Бессонна «Диалог животных», в которой одинокий холостяк, не решающийся; изменить свою жизнь, ведет многолетние беседы со своим... котом, а по сути со своим альтер эго. Создатель, руководитель театра, режиссер, автор драматургической основы Артур Артименьев приплюсовывает к сюжету пьесы совершенно вроде бы неожиданные рассказы «Рудольфио» В.Распутина, «Обыкновенная женщина» А.Аверченко и повесть П.Вежинова «Барьер», чтобы увеличить количество качественно разных типов женщин, образы которых живут в памяти героя (героев), - возможностей разомкнуть свою ограниченность, распахнуть мир. Спектакль производит впечатление действительно свободной и какой-то самопроизводящей, саморазвивающейся структуры. Диалог самцов виртуозен. Белые клоуны Михаил Жонин и Вячеслав Довженко, братья-близнецы, то поющие в унисон, то противостоящие друг другу, то меняющиеся местами, - постаревший, жалкий, обескураженный, беззащитный перед жизнью, но не желающий расстаться с иллюзиями, затаенно вновь мечтающий о любви Хозяин и страшащийся потерять первенство, ревнующий, то Дерзкий, то резвый, то капризный, то ранимый, то трезвый, то инфантильный, то Деспотичный, то трогательно несчастный Кот - поистине неразрывные, но плавно переливающиеся друг в друга половинки одного целого. Пришлось жюри придумать номинацию «За лучший дуэт». Иначе пришлось бы награждать за лучшую мужскую роль обоих. Достойны их партнерши - выплывающие из прошлого и на глазах материализующиеся воспоминания о любимых некогда женщинах - восторженные, сияющие первой любовью, наивные и мудрые: советская нимфетка Ио - Ольга Гришина, не прощающая предательства; изящная, провидящая несчастья, но верящая в чудо Зоя - Надежда Рехтина; напряженная, готовая взвиться, скорее не как птица, а как стрела, спущенная из лука, Доротея - Кристина Синельникова. Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П.Киселева привез на фестиваль «Брак по-итальянски» («Филумена Мартурано») Э. де Филиппо в постановке итальянского режиссера Эмилио Ланди, мастера, сумевшего найти общий язык с русскими актерами традиционной реалистической школы. В этом спектакле, уже отмеченном всяческими призами и наградами, включая Госпремию РФ, найден баланс яркой демонстративной эмоциональности и внутренней психологической основательности артистов, удалось избежать банальной «итальянщины». Интеллигентная и яркая сценография (Санти Миньеко), выразительная экспрессивная музыка, потрясающие актерские работы - не только суровая красавица Филумена - заслуженная артистка России Елена Вовненко, но и элегантный, добрый, внешне сдержанный, внутренне изысканный и подвижный Доменико - заслуженный артист Илья Володарский, и бесподобный комик, обладающий бытовой естественностью, органикой и обаянием народный артист РФ Юрий Ошеров - Альфредо, «по совместительству» худрук театра, и все-все остальные. Результат - Гран-при. В общем, «Подмосковные вечера» оставили впечатление радостных встреч, нежданных знакомств, художественных удач. Очень хочется, чтобы этот фестиваль обосновался в Мытищах надолго. Александра ЛАВРОВА"Страстной бульвар, 10", 3-93/2006 г. |
|
Театр в кубе - "Убийство Гонзаго"![]() Свой юбилейный двадцатый сезон мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» откроет 20 сентября премьерой - трагикомедией «Убийство Гонзаго». Спектакль поставлен по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова. Какой завзятый театрал не знает шекспировского «Гамлета»? И вы наверняка догадываетесь, что многое в пьесе осталось недосказанным, скрытым за тяжёлыми кулисами... Кто такой Горацио? Какую интригу плетёт Полоний? Почему погибает Офелия? Эта пьеса - одна из имеющих право на существование версий истории датского принца Гамлета. Помните, в трагедии Шекспира по приглашению принца прибывают в замок Эльсинор актёры? Его замысел - показать королеве Гертруде и королевской свите истинное лицо короля Клавдия при помощи театрального действия - становится для бродячих актёров смертельно опасным. И в этот напряжённый момент мы можем пережить вместе с героями и трагедию выбора между долгом настоящего Актёра и стремлением выжить любой ценой, можем увидеть, какова цена актёрского братства, проходящего тяжелейшие испытания, пережить и ту силу любви, которая многих заставляет отрекаться от собственной жизни для того, чтобы жили любимые, - ту силу, которая вовсе не в такой степени проявляется в буднях. Но режиссёр-постановщик (он же - художественный руководитель театра, заслуженный артист России) Игорь Шаповалов не взялся дословно пересказывать фантазию Йорданова, у него, как у любой творческой личности, свой взгляд на поднимаемые в пьесе проблемы. Поэтому о премьере мы решили поговорить именно с ним: - Игорь Александрович, почему вы решили открыть сезон этим спектаклем? - В какой-то степени сыграл роль его величество случай. Дело в том, что режиссёр и ведущий телевизионных розыгрышей «Русское лото» Михаил Борисов собирался ставить у нас спектакль. Но когда уже начался репетиционный период, он отказался. И мне пришлось срочно принимать решение о постановке другого спектакля, хотя в этом году я не собирался ничего ставить. В моём режиссёрском портфеле на тот момент было около 20 работ, но был ряд факторов, которые повлияли на выбор именно «Убийства Гонзаго». Во-первых, расклад ролей по актёрам, так как тогда уже начались репетиции по другим спектаклям, и нужно было задействовать тех, с кем планировал работать Борисов. Во-вторых, мне интересно рассмотреть взаимоотношения театра и власти, которые затрагивает пьеса Йорданова, причём с одной стороны, серьёзно, а с другой - юмористично, что, может быть, ещё более выгодно. Ведь если зло высмеять, оно перестанет быть «зубастым». В-третьих, сам материал пьесы соответствует моему вкусу трагикомического, романтического, немного фантастического стиля. - Вы вносили какие-то изменения в произведение драматурга или всё играете дословно? - Нет, конечно, мы очень сильно изменили пьесу, особенно вторую часть, потому что автор в ней рассказывал о борьбе с тоталитарным режимом. Тема тоталитаризма не будет звучать в спектакле, мы делаем акцент на силу искусства, за счёт которой выживает театр в сложнейших взаимоотношениях с властью. Здесь берётся конкретный пример, когда Гамлет (представитель власти) захотел, чтобы актёры спровоцировали короля на раскаяние. - Затрагиваете ли вы тему выбора в этой постановке? Ведь человек искусства должен для себя решить, быть ли марионеткой властьпридержащих или заявить о себе, рискуя жизнью, сказать правду или умолчать, как позиционировать себя? - Безусловно, эта тема идёт на протяжении всего спектакля. Уже с момента входа в замок перед бродячими актёрами, которые, кстати, когда-то имели свой театр, но разорились и именно поэтому согласились на предложение датского принца, стоит выбор, играть или не играть предложенный им материал. Они колеблются даже уже находясь на сцене перед королём и лишь за две сцены до финала решают - будем играть. После этого, конечно же, происходит страшный скандал и актёров уже можно считать лежащими на плахе, но, включив великое театральное искусство, они оказываются спасёнными. Хотя сама ситуация спасения - фантастическая, но в жизни ведь всё бывает. - Тяжело ли актёрам играть актёров? - Ситуация «театр в театре» всегда тяжела, а тут получается «театр в театре да ещё в театре», так как в этом спектакле актёры играют актёров, которые приехали в замок Эльсинор и играют роли. Плюс к этому есть несколько линий, когда они играют двойные роли - «перевертыши» (то положительный герой, то отрицательный). Поэтому ситуация складывается достаточно жёсткая в плане постановочных решений. - От Шекспира что-то позаимствовали? -У самого Йорданова есть несколько цитат из «Гамлета». Но мы усилили цитирование первоисточника, когда переиначивали вторую часть. Добавилась и одна сцена из Шекспира, которой нет в пьесе «Убийство Гонзаго». - А что это за эпизод? - Вообще, это секрет, который могут раскрыть только зрители. Могу лишь сказать, что он будет ближе к финалу, когда происходит поединок Гамлета с Лаэртом. Что ж, остаётся с нетерпением ждать премьеры, которая состоится 20-23 сентября в театре «ФЭСТ».Светлана Н0СЕНК0ВА "Калининградка", 18 июня 2007 г. |
|
Главное везение ФЭСТа
А.РОГОВ"Искусство народов мира", № 8(84), 2007 г. |
|
Профессиональный подход
Последние годы стали для городов Подмосковья временем больших перемен во всех областях жизни.
Особенно заметны эти перемены в области культуры и искусства. О том, что уже сделано
и что делается для развития культурной жизни в городе Мытищи, рассказывает начальник
Управления культуры Мытищинского муниципального района, художественный руководитель
Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» Игорь Александрович Шаповалов.
Беседу вела Марина САВИЛОВА"Искусство народов мира", № 8(84), 2007 г. |
|
Подмосковные вечера начинаются в Мытищах
Вопросы задавала Ирина ЮГОВА"Спутник", № 39(493), октябрь 2007 г. |
|
До новой встречи в Мытищах!В Мытищах завершился третий Международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера». Насыщенная театральная неделя пролетела незаметно. Расставаться было жаль всем: и зрителям, и артистам, и даже членам жюри, которые отмечали высокий уровень прошедшего творческого форума. Церемония закрытия с награждением, концертной и самодеятельной программой театров-участников в форме популярных капустников состоялась на большой сцене Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» - организатора этого фестиваля. Специальный приз фестиваля «Подмосковные вечера» получил Дмитровский театр «Большое гнездо». - Нам очень непросто было работать, - сказала председатель жюри, заведующая отделением критики Союза театральных деятелей России, заслуженный работник культуры РФ Элеонора Макарова, - уровень фестиваля был очень высокий. Выбирать лучших было сложно. Мы увидели много отличных и режиссёрских, и актерских, работ. О каждой можно сказать тёплые слова. Но мне хотелось бы отметить, что многие театры привезли на фестиваль спектакли по пьесам, которые сложны для постановки. Как, например, «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки или «Убийство Гонзаго» Н.Иорданова, и примечательно, что режиссёрам и актёрам удалось блестяще справиться со своей задачей. Заслуженный деятель искусств РФ Константин Щербаков также отметил, что «любой фестиваль - явление непредсказуемое. Но самое ценное, что на этом форуме не было ни одной работы случайной и все спектакли достойны всяческих похвал. Пьесы наших классиков - Островского, Чехова, Гоголя - как никогда актуальны и сейчас. Тексты, написанные более ста лет назад, прозвучали в постановках театров-участников фестиваля - современно. Правильно расставленные акценты, особые интонации, великолепная игра и режиссёрские находки впечатляют. С уверенностью могу сказать, что этот фестиваль ни в чём не уступает другим российским фестивалям и прошёл на более высоком уровне, чем предыдущий». Гран-при фестиваля жюри присудило Новосибирскому городскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева за спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П.Бомарше. Приз за лучшую режиссуру присуждён Владимиру Петренко, руководителю Днепропетровского городского молодёжного театра «Верим!» за постановку «Очень простая история» М.Ладо. На приз за лучшую мужскую роль выдвигались три номинанта, и все они удостоены наград: Александр Мезенцев за роль Ли в спектакле Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя «Однажды в Калифорнии (Истинный Запад)» по пьесе С.Шепарда, Борис Александров за роль Силы Ерофеевича Грознова в постановке Ульяновского областного драматического театра «Правда - хорошо, а счастье - лучше» А.Н.Островского, Игорь Калагин за роль Лазаря Подхалюзина в спектакле Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» по пьесе А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся!». Приз за лучшую женскую роль присуждён актрисе Ульяновского областного драматического театра Зое Самсоновой за роль Мавры Тарасовны в постановке театра «Правда - хорошо, а счастье - лучше». Специальный приз Оргкомитета фестиваля получил Дмитровский драматический театр «Большое гнездо», а приз зрительских симпатий уехал на Украину, в Днепропетровск. Зрители проголосовали за постановку Владимира Петренко «Очень простая история» по пьесе М.Ладо, которая несёт добро. Марина МАКАРОВА"Ежедневник Новости Подмосковья", 30 октября 2007 г. |
|
Мужчины переиграли женщин
Варвара БОБРОВА"Вечерний Королев", ноябрь 2007 г. |
|
Театральная осень Подмосковья
Андрей ХАРИТОНОВ"Спутник", № 43 (997), ноябрь 2007 г. |
|
Когда критик плачет и смеется
Светлана НОСЕНКОВА"Калининградка", 01 ноября 2007 г. |
|
Мюзикл о войне и любви![]()
«Зима. 1920-й год. Пески Каракумов. Гражданская война»... Такими словами началась новая, уже вторая по счёту в юбилейном двадцатом сезоне, премьера в театре «ФЭСТ» - музыкально-поэтическая фантазия
«Марютка и поручик» по мотивам прозы Бориса Лавренёва. Да, многие из нас если не смотрели, то хотя бы слышали о фильме
«Сорок первый» Г.Н.Чухрая 1956 года, снятому по этой же повести.
Что мы сами знаем об октябрьской революции и гражданской войне? Думаю, любое мнение вполне можно назвать субъективным, так как кто-то не верил и не верит сейчас в светлое коммунистическое общество, а кто-то жалеет о том, что советская власть свергнута. Как бы там ни было, эти рассуждения не передают чувств людей, сражавшихся тогда. А Борис Лавренёв участвовал в Первой мировой (офицером) и Гражданской (добровольцем Красной Армии на Украине и в Туркестане) войнах. Кому, как ни ему, писать о судьбах красных-белых.
Поэт Юрий Юрченко написал поэму по неоднократно инсценированной и экранизированной повести «Сорок первый». Композитор Александр Луначарский положил эти стихи на музыку. А режиссёр Александр Каневский поставил спектакль...
Марютка
(Ульяна Чеботарь) - снайпер красногвардейцев, и счёт её жертвам идёт уже на десятки: «Как завидит офицера, - не уйдёт он уж живой». Но вот сорок первый белый офицер поднял белый флаг, и Маша не выстрелила в него. Её однополчане во главе с колоритным комиссаром Евсюковым (заслуженный артист Московской области
Фарит Халяпов) полонили поручика и решили вести в штаб на лодке в сопровождении Марютки и ещё двух солдат. Но случилась буря, солдаты погибли, выжили лишь двое - Маша и поручик (заслуженный артист России
Дмитрий Полянский), которые очутились на острове.
Между двумя людьми, воевавшими по разные стороны баррикад, возникло тёплое, нежное чувство - любовь. А Марютке только минуло шестнадцать (юной Джульетте из трагедии Шекспира, которую читал возлюбленной белый офицер, было еще меньше). «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Есть. Девчонка-снайпер говорит поручику:
- И у нас ведь всё - не ясно: ты - за белых, я - за красных...
Не это ли трагедия войны?
Светлана АРХИПЦЕВА "Вечерний Королев", № 31 (120), 2007 г. |
|
"Марютка и поручик"![]() «Марютка и поручик» - под таким названием 4-7 ноября в театре драмы и комедии «ФЭСТ» прошла вторая премьера двадцатого сезона, посвященная 90-летию Октябрьской революции. Эта музыкально-поэтическая фантазия поставлена впервые в России. Вот что рассказал режиссёр постановки Александр Каневский: - Много лет назад поэт русского зарубежья Юрий Юрченко написал пьесу по замечательной повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». Люди старшего и среднего поколения, конечно, хорошо знают это произведение, которое стало классикой советской литературы. Но в какой-то момент эта проза ушла из обихода, перестала интересовать людей. И так получилось, что художественный руководитель Театра-школы современной пьесы режиссёр Иосиф Гауз познакомил меня с Юрием Юрченко, который и написал эту пьесу специально для меня, то есть я должен был её инсценировать много лет назад, но в силу разных обстоятельств этого не случилось. А в прошлом году кинематографический композитор Александр Луначарский написал музыку к этой пьесе, причём написал по велению души, без заказа. Таким образом завершилась изначальная работа над этим драматургическим и музыкальным сооружением, а так как я был причастен к его созданию, то мне показали результат. И я посчитал, что у наших людей должен снова возникнуть интерес к прозе Б.Лавренёва. Художник театра «ФЭСТ» Ирина Титоренко познакомила меня с его художественным руководителем Игорем Шаповаловым. Руководство «ФЭСТа» взяло на себя смелость и риск попробовать реализовать этот замысел на своей сцене. И это получилось. Удалось в спектакле передать самые различные оттенки: здесь и лирика, и человечность, и юмор, и чувство долга. Всё это волнует, захватывает зрителя. На протяжении всего мюзикла чувствуется большая совместная работа режиссёра, актёров, хормейстера, художника по пластике и других сотрудников театра, работавших над постановкой. Всех и каждого. Два человека - мужчина и женщина - попали на остров. Они вырваны из социума и предоставлены сами себе. И - друг другу. Разлом и кровавая рана социальных противоречий обнуляются, белогвардейский офицер и простая рыбачка-революционерка влюбляются друг в друга. Это стихи и весна, и половодье чувств. Но ход времени не остановить, и действие получает новый импульс, когда на горизонте показался белый парус-вестник бурь и мятежа. Что выберут эти двое - любовь или социальные установки? Как поступят? Кто побежит первый, предавая «свой остров», поддавшись зову белого паруса?.. Молодой актрисе Ульяне Чеботарь, наверно, не сложно было вжиться в роль юной девушки - Марютки, которой минуло только шестнадцать. Но как быть, когда в таком возрасте Маша уже стала снайпером-асом и кровавый след её удач уже достиг цифры «40»? Вот, думаю, что сложно сыграть. Молодость, зажатую в тиски обязательств перед государством («Я подписку давала!»), в кандалы ненависти, навязанной другими людьми. Ведь ей-то, совсем ещё девчонке, сорок белых офицеров ничего не сделали. Но комиссар Евсюков (Фарит Халяпов), видно, чётко дал снайперше установки. Да только в туркестанских песках порой бывает не понятно, где белые, где красные, кто кого преследует, кто от кого убегает. И снится на острове Марютке, что среди сорока врагов оказался её однополчанин, припорошило его снегом, и обозналась дивчина. Да и её возлюбленного, поручика Говоруху (заслуженный артист России Дмитрий Полянский), терзают сомнения: «Если б в первого ты промахнулась? Если б его глаза разглядела? Что они у него синие-синие или зелёные-зелёные...» Сам он вспоминает совсем не уместные для разговора с юной особой похождения с некой цыганкой, чем вызывает отчаянную ревность Марютки. А вскоре снятся поручику убитые Машей белые офицеры, и видится ему, что он чайка, взмывшая в небо, но... погибающая в итоге. Был ли этот сон вещим? Он не задумался об этом, ведь ружья давно заброшены, уж весна стучится в их деревянную лачугу. Да и как можно плохо думать о девушке, пожертвовавшей тетрадь своих стихов на папиросы для тяжело и долго болевшего белогвардейца? Ведь тогда она отдала ему самое дорогое! Говоруха уверен, что «остров их гораздо шире, чем этот блин песчаный». Ему мнится, что они осознали все свои ошибки и могут жить иначе где угодно, хоть на берегу моря, хоть в эпицентре событий Гражданской войны 1920-го. Но это не так. ...Когда вдали уже виднелся спасительный белый парус, быть может, такой же белый, как флаг в руках поручика, когда Марютка впервые целилась в него в Каракумах, она выстрелила вновь. И на этот раз прямо в цель: «Вот и стал ты сорок первым на Марюткином счету». Убийство поручика произошло, потому что в сердце Маши долг победил любовь. Зачем? Почему? Ведь всё было так хорошо на острове. Но никто не знал, как бы было там, среди людей. Эти двое даже не знали исхода сражений, проигравших и победивших. Просто Марютка решила всё сама. Заранее. Удача спектакля не случайна. Помимо замечательных актёров «ФЭСТа», таких, как Игорь Калагин, Александр Конивец, Наринэ Осипова, Татьяна Полянская и другие, большую роль сыграл изначальный материал. Старая повесть Бориса Лавренёва и сегодня звучит современно и своевременно, фокусируя внимание на этических началах. Светлана Н0СЕНК0ВА "Калининградка", 08 ноября 2007 г. |
|
Люди, слоны, лошади, вороны"Подмосковные вечера" в Мытищах. Не успел отшуметь один подмосковный театральный фестиваль -"Долгопрудненская осень" - как прошел и еще один, мытищинский. Последний называется "Подмосковные вечера" и тоже существует не первый год. Фестиваль, организованный СТД РФ совместно с администрацией Мытищинского района, министерством культуры Московской области и местным Театром драмы и комедии "ФЭСТ" (в его помещении игрались спектакли), собирает театры городов-побратимов, так сказано в буклете. Но проверить, побратимами ли на самом деле являются, скажем, Ульяновск и Новосибирск, Днепропетровск и Краснодар, практически невозможно. Да и нет нужды заниматься подобной проверкой. В конце концов, большинство театров-участников (за исключением Ульяновской и Краснодарской драмы) - это театры муниципального подчинения. Небольшие, а то и вовсе маленькие, удаленные от центров - скажем, московский Театр без вывески или дмитровский, под названием "Большое гнездо" или тот же "ФЭСТ". Днепропетровский молодежный театр с оптимистическим названием "Верим!" не имеет в своем городе постоянного помещения. Театр без вывески делит место жительства с другими службами своего района. Дмитровскому театру - всего два года, и средств к существованию у него практически нет. Вся эта информация по ходу разговора, на самом деле, не должна приниматься в расчет, если речь идет о творческом соревновании, о художественном качестве (а фестиваль "Подмосковные вечера" -это как раз соревнование с номинациями и победителями). К примеру Новосибирский городской театр п/р Сергея Афанасьева - один из самых интересных сегодня российских коллективов - тоже до сих пор ютится в каморке (новое здание никак не достроят), но это обстоятельство мало влияет на качество его спектаклей. И все же весовые категории театров, соревновавшихся в Мытищах, были столь не равны, что составить общую картину крайне затруднительно, а тем более сравнивать и выбирать лучших. Тот же театр Сергея Афанасьева - серьезное действующее лицо на современной российской сцене, его спектакли не раз попадали в поле зрения экспертов "Золотой Маски" (на финишную прямую пока не вышли, но ведь "еще не вечер"). Ульяновская академическая драма - тоже из этого ряда, да и одних заслуженных и народных артистов в коллективе больше, чем просто актеров в иной маленькой городской труппе. Краснодарская же драма, прямо скажем, знавала лучшие времена. "ФЭСТ" имеет в Мытищах роскошное современное здание, приглашает на постановки режиссеров, а "Большое гнездо" в Дмитрове еле сводит концы с концами. Так что сравнения просятся в параллели, одна из них - свежесть и обаяние молодости, подкрепленные или не подкрепленные режиссерско-актерским профессионализмом, вторая - академии, или впавшие в рутину, или не утратившие свежести. Впрочем, контрасты нынешней российской театральной жизни кричат так громко, что не знаешь иной раз, к какому голосу прислушаться. Например, "ФЭСТ" на фестивале попал в яблочко. Спектакль режиссера Владислава Константинова "Свои люди - сочтемся" (любимая в провинции пьеса, потому как о хищниках речь, об обманутых иллюзиях) оказался концептуально жестким, современным но ритму остроумным и беспощадным. Исполнитель роли Подхалюзина И.Калагин удостоился приза, емко и убедительно сыграл страшного лихоимца, настоящего отморозка. В спектакле Константинова неожиданно важную роль сыграли "слуги просцениума" - команда лакеев в доме купца Большова. Эти ребята оказались еще пострашнее Подхалюзина своей готовностью припасть к новому сапогу, полной неразборчивостью в средствах и природной вороватостью. Такой вот податливый электорат любой власти. А режиссер из Днепропетровска В.Петренко (обладатель приза за режиссуру) не мудрствуя лукаво поставил "Очень простую историю" М.Ладо - это бедствие едва ли не всех современных провинциальных сцен. Вывел, как и положено по пьесе, на сцену домашних животных, пытающихся помочь своим нескладным хозяевам. Удивительно, но ни капли дурной тюзятины, ни грана фальшивой слезливости - всего того, что сопровождает сценические воплощения этой пьесы, режиссер не допустил. История вышла стильной и чистой, как родниковая вода, притчей. Живое от неживого отличается на сцене тем, что пером не схватишь. Краснодарцы в пьесе "Дом Бернарды Альбы" вроде все делают правильно, но воздуха в этом нет, и вся игра похожа на притворство. Дмитровцы рискнули на архаичную пьесу болгарина Н.Иорданова "Убийство Гонзаго" - привлекла, понятное дело, тема "театра в театре". Но если бы режиссер Д.Юмашев перевел действие в разряд интеллектуальных парадоксов, дело, возможно, и увенчалось бы успехом. Увы, все сыграно всерьез - с бутафорией, с актерскими страданиями и социальным пафосом двадцатилетней давности. Были и проколы чисто фестивального свойства - не прошли на сцене в полном объеме декорации Н.Швец к спектаклю ульяновцев "Правда - хорошо, а счастье - лучше" (режиссер А.Кац), отчего замечательным артистам Б.Александрову (Грознов), З.Самсоновой (Мавра Барабошева) и молодой О.Романовой (Поликсена) не дано было в полной мере сыграть эту яблоневую акварель со счастливым концом. Сбои технического свойства произошли и на "Слоне" (Московский театр без вывески). И без того сложную пьесу забытого ныне автора А.Копкова артистам было играть еще сложнее. Зато Мытищинский театр кукол "Огниво" принимал гостей и участников фестиваля в собственном доме...И это было бы хорошо (театр славен своими тонкими, остроумными театральными сочинениями), если бы не чудовищный "Ревизор" режиссера П.Вуткареу, включенный в афишу смотра. В спектакле сошлись и застарелый политический пафос (все персонажи превратились в нечисть, в псов, в ворон и т.п.), и нагромождение бутафории, которую едва вмещала маленькая сцена, и нещадно переписанный гоголевский текст, и несмолкаемый крик (практически ни одной фразы не произнесено в обычном человеческом режиме). Скромный муниципальный фестиваль оказался полезен не только мытищинским зрителям, к слову на редкость чутким и благодарным, не только театрам-участникам, но и, скажем так, некоему осознанию общей театральной картины. Она, эта картина, как уже было сказано, полна контрастов. Между рутиной обочинного существования и фестивальными победами фаворитов - пропасть не только эстетическая, но и мировоззренческая. Разговор о современном театральном языке в этом случае нужно вести едва ли не с переводчиком - так далеко разъехались полюса. В этой связи спектакль Московского театра им. Гоголя "Однажды в Калифорнии" (постановка С.Яшина) стоит как бы особняком - хорошую актерскую пьесу, сыгранную мастерски, никогда никто не отменит. А вот творчество Сергея Афанасьева и его артистов - в самой сердцевине разговора о современном театре. Афанасьев делает театр, казалось бы, традиционный по форме. Участие в "Вишневом саде" Чехова французских актеров - всего лишь дружеский ход, попытка поиграть вместе, но не концепт, не метод. Однако горечь новых смыслов и осознание хода времени в спектакле возникают, и исходят они из интонаций, повадок, способов поведения действующих лиц. Театр Афанасьева славен редким по нынешним временам умением услышать мелодии квартир и улиц, дворов и залов - на этих мелодиях строится сценический мир, который не оставляет современников равнодушными. "Женитьба Фигаро" Бомарше, второй спектакль фестиваля, взявший Гран-при, тоже ухитрился передать эту сегодняшнюю мелодию. Притом не ценой растерзания классического текста, а путем его азартного присвоения. Такого драйва, такого здорового смехового начала и такой неподдельной лирики мы давно не видели. Наталия КАМИНСКАЯ"Культура" |
|
| К списку статей о театре | |
К списку статей о театре Театр драмы и комедии "ФЭСТ". Официальный сайт Гостевая книга На главную страницу |