О театре "ФЭСТ". Из архивов пресс-отдела театра. 2006-2007 гг.

О театре "ФЭСТ". Из архивов пресс-отдела театра. 2006-2007 гг.

| К списку статей о театре |

Отдельное большое человеческое спасибо :-) службе по связям с общественность театра «ФЭСТ» (и лично Алёне Константиновой) за предоставленные дополнительные вырезки из статей для этой страницы!

Сентябрь 2008 г.

Стая Сиринов пролетела

Эмблема фестиваля «Подмосковные вечера», который прошел в Мытищах 10-15 октября, - очень симпатичная, грудастая птица Сирин, личико которой напоминает по форме театральную маску. Фестиваль был воспринят и проводился организаторами с дебютным волнением и дебютными же ошибками. Однако афиша с таким Сирином уже три года висит у меня дома на стене. Именно тогда фэстовцы - а именно мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» во главе со своим худруком заслуженным артистом России Игорем Шаповаловым - затеяли новый фестиваль и провели пилотный, пробный «запуск».

Это техническое слово в отношении «ФЭСТа» очень даже уместно. Около двадцати лет назад, в конце 80-х, театральная студия факультета электроники и системотехники вполне технического вуза («ФЭСТ» - аббревиатура этого самого факультета) стала первым профессиональным мытищинским театром и сообща поступила в «Щепку», образовав дружный заочный курс. Возникновение «ФЭСТа» сегодня овеяно легендами, да и вправду в нем есть нечто чудесное, как и во всяком успешном рождении нового театра, - множество доброжелательных совпадений судьбы и случая. Так или иначе, но «ФЭСТ» с колыбели отличают определенные родовые черты: студенческое братство; веселый нрав - склонность к капустнику и эстраде, эксцентрике и пародии; деловитость - понимание людей с нетеатральными мозгами и умение с ними договориться.

Сегодня «ФЭСТ» - крупнейший профессиональный театр Подмосковья с постоянной немаленькой труппой, зданием в центре города, большим репертуаром и полными залами. Театр гастролирует по стране и за рубежом, имеет своих поклонников в Москве, которые специально ездят на его премьеры в Мытищи, не боясь расстояния. Постановщик большей части спектаклей - бессменный главный режиссер И.Шаповалов, не боящийся, впрочем, приглашать и «чужаков». В последнее время спектакль «Свои люди - сочтемся» поставил В.Константинов. «Солнцеликого» («Кабалу святош») - М.Агеев. Конечно, «ФЭСТ» перерос положение студийного театра, «младшего брата», к которому «старшие» относятся благожелательно-снисходительно. Отчасти он страдает комплексом «провинциала», обостренным близостью к столице. Поэтому проведение своего фестиваля - не только возможность подарить праздник мытищинским зрителям, пообщаться с коллегами из других городов и стран, но и осознанная необходимость взросления. Кроме того, прагматическая и благородная цель фестиваля, которая успешно решается, - привлечь к театру внимание деловых людей.

Пробный шар - пилотный фестиваль - точно и мягко лег в лузу в 2003-м. Фэстовцы получили поддержку администрации города и опирались на идею побратимства - пригласили давних друзей Мытищ из Паневежиса и Габрово, где сами уже бывали с гастролями. Театр, некогда созданный Мильтинисом и носящий его имя, привез на первые «Подмосковные вечера» спектакль «На Золотом озере» Э.Томпсона в постановке Раймондаса Баниониса с легендарным отцом режиссера, артистом Донатасом Банионисом в главной роли - артист играл отменно. Болгарский театр из Габрово «Рачо Стоянов» показал мастер-класс невероятных «старух» - блеск гротеска и слезы души продемонстрировали актрисы в спектакле «Вчерашние поцелуи» режиссера Невены Митевой.

На следующий год планировался полноценный, масштабный фест. Театральным критиком и переводчиком Элеонорой Макаровой, другом фэстовцев, была сформирована внушительная программа (она проделала ту же работу и нынче), организаторами была проведена вся предварительная работа. Но, увы, «ФЭСТ» погорел в буквальном смысле - пожар привел в негодность здание театра, которое фактически пришлось строить заново, а заодно разрушил планы и отсрочил проведение вторых «Подмосковных вечеров».

Разрыв во времени не пошел фестивалю на пользу - информационная волна, поднятая «пилотом», канула, новая реклама оказалась недостаточной, многие потенциальные зрители фестиваля о нем попросту не узнали. Кого-то отпугнули наушники - и правда, на литовской «Встрече» техника отказала, и публика весь первый акт могла только следить за Донатасом Банионисом и Регимантасом Адомайтисом, не понимая их диалогов. Что было губительно для восприятия - пьеса Поля Барза сугубо разговорная. На спектакле «Иди ко мне, Кремль!» болгарского театра из города Враца, безусловно, достойного внимания, оказался полупустой зал, что обидно и более того - непозволительно. Почему-то в афише фестиваля не была представлена последняя премьера известного в России мытищинского кукольного театра «Огниво».

И все же фестиваль состоялся, представил очень разные по стилистике и направлению поиска театры, спектакли которых сложились в целостную картину современного Театра. По-моему, напрасным был конкурс, по мнению И.Шаповалова, необходимый для привнесения интриги, - уж слишком разные спектакли, в том числе и по времени создания, не поддавались сравнению, не укладывались в рамки традиционных номинаций. В результате жюри названия каких-то номинаций изменило и призы-таки - пузатеньких керамических Сиринов - раздало. Свои награды вручили и местные власти, и спонсоры.

Открылся фестиваль «Чумой на оба ваших дома» Г.Горина, постановкой «ФЭСТа». Спектакль яркий, зрелищный, командный, из тех, что любимы зрителями, уже несколько лет в репертуаре. И.Шаповалов рассказал историю новых Ромео и Джульетты на фоне маскарада, превратив массовку и второстепенных персонажей в маски - то в зловеще-лицемерных придворных, то в гостей на балу, то в ликующую толпу. Такое решение выигрышно, эффектно, но несет и потери. Непонятно, например, почему такого харизматичного, умного и значительного сеньора Монтекки, каким его играет заслуженный артист РФ Игорь Бондаренко, окружают столь ничтожные приближенные (одинаковые мертвящие маски и карикатурная пластика стирают индивидуальность персонажей). Не всегда соблюден баланс «поправдашности» и пародии - особенно в сценах с цыганами. Однако главное, при чрезмерной «обкатанности» спектакля, работе актеров на зрителя, использовании устоявшихся «штук» и приемов, при некоторых технических накладках с музыкой и некоторой прямолинейностью сценографии, в «Чуме» умеют играть любовь, обе пары значительны: сеньор Монтекки - И.Бондаренко и сеньора Капулетти - заслуженная артистка России Татьяна Полянская играют не только нынешние отношения, но и давнюю горькую их предысторию. Красивая, броская актриса Алла Баринова - Розалина и ироничный «простодушный» циник Антон Кузьменко - Антонио (премия «Лучшая мужская роль») убеждают в реальности своей любви до гроба, близости отверженных миром.

Русский театр Мордовии привез премьеру прошлого сезона, уже показанную на двух фестивалях, «Порог» А.Дударева, спектакль о котором «Страстной бульвар» писал неоднократно.

Театр русской драмы «Камерная сцена» (Москва), к сожалению, из-за форс-мажорных обстоятельств был вынужден произвести замену - вместо заявленного в программе водевиля показал «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Режиссеры - заслуженные деятели искусств России Михаил Щепенко и Тамара Басниина героически сократили спектакль (дневной показ должен был закончиться хотя бы за час до вечернего). В смысле актерского существования и мизансценического решения спектакль оставил ощущение «музея», его подлинная жизнь рождалась на пересечении реалистически-заповедного со скупыми условными декорациями (сценография Алексея Мамонова). В спектакле потрясающие костюмы, со сложнейшей ручной отделкой, сочетающие исторический крой с современными материалами (художники по костюмам Алексей Мамонов и Владимир Тюрин, ассистент Елена Носова, модельер Татьяна Егорова). Кроме просветленного, тонкого дуэта царя Федора (приз администрации Мытищ) и царицы Ирины, которых играют постановщики и руководители театра, удачным показалось решение образа Бориса Годунова. Заслуженный артист РФ Алексей Савченко «не снимает» с лица насмешливого, глумливо-ироничного выражения, отчего его злодейства кажутся особенно варварскими, - вплоть до финала, когда страстный монолог приоткрывает его истинную боль и радение за родную землю.

Споры - от восторга до однозначного неприятия - вызвал показанный вне конкурса камерный спектакль из Нижнего Новгорода. Театр одновременной игры «Зоопарк» рискнул поставить «Москву-Петушки» Венедикта Ерофеева (приз зрительских симпатий) и нашел адекватный театральный язык для инсценизации культового романа (ее осуществляла вся команда - актеры и режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая). Пластичные остроумные актеры в каком-то смысле выполнили культуртрегерскую и психотерапевтическую задачу - подарили встречу тем, кто любит и помнит; представили кумира отцов детям на понятном молодому зрителю языке. В результате помогли не только детям сделать шаг навстречу родителям, но и наоборот. На мой взгляд, получилась все-таки прежде всего бытовая, социальная история, с ностальгическим воспроизведением атмосферы, причем очень скупыми средствами - подлинными дерматиновыми чемоданами, которыми актеры всячески манипулируют, костюмами, светом (актеры сами регулируют фонари, иногда направляя на лица друг другу или себе и вызывая весьма определенные ассоциации), музыкальным подбором и танцами. Но очень редко спектакль заглядывает в метафизические подтексты «Москвы-Петушков». Но заглядывает. Конечно, главная нагрузка легла на исполнителя Венички - Олега Шапкова (приз спонсоров), играющего человека, выпавшего из социума, талантливого, обреченного. Основной акцент актер делает на истории болезни, а не на избранном изгойстве и мытарствах души. Нелегко пришлось и ангелам-попутчикам-рассказчикам - лирической Юлии Косаревой и хохмачу Льву Харламову, работающим с азартом и самоотдачей.

В болгарской постановке пьесы Алексея Казанцева «Иди ко мне, Кремль!» (режиссер и музыкальное оформление Николая Полякова) сценограф Мария Диманова выстроила на камерной площадке «вагончик» - три замкнутых пространства, три «купе» - кухню-комнату-спальню - с проницаемыми стенами. Такое решение и музыкальная тема Майка Наймана недвусмысленно отсылают к фильму Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» и дают большие возможности для игр с пространством и стилями. В чем-то они удаются, что-то не срабатывает, наверное, прежде всего из-за камерности, которая создает эффект «шкатулки», снимающей загадочность блужданий персонажей, «проникающих» сквозь стены и возникающих из неожиданных мест, снижает значимость метаморфоз, происходящих с героями, двойничества, играет на приближение происходящего к зрителю и на понижение смыслов. История рассказывается как комедийно-абсурдная, актеры мастерски используют гротеск, но социальный подтекст, столь важный у А.Казанцева, порой из спектакля полностью исчезает Очень хороша Наташа Шаматова в роли Ольги, а Анастас Попдимитров, играющий Николая Онова (вторая премия «За лучшую мужскую роль»), покорил невозмутимой значимостью, личностным объемом, умением соединять гротеск и психологизм.

Страстный и отрешенный, трагический и светлый, мастерский и импровизационный «Диалог самцов» украинского «Свободного театра» стал пиком фестиваля и получил премию «За лучшую режиссуру». Как живет в сегодняшнем Киеве русскоязычный негосударственный театр, не имеющий своего здания и финансовой поддержки, - отдельный разговор. В основе текста спектакля - одноактная пьеса Патрика Бессонна «Диалог животных», в которой одинокий холостяк, не решающийся; изменить свою жизнь, ведет многолетние беседы со своим... котом, а по сути со своим альтер эго. Создатель, руководитель театра, режиссер, автор драматургической основы Артур Артименьев приплюсовывает к сюжету пьесы совершенно вроде бы неожиданные рассказы «Рудольфио» В.Распутина, «Обыкновенная женщина» А.Аверченко и повесть П.Вежинова «Барьер», чтобы увеличить количество качественно разных типов женщин, образы которых живут в памяти героя (героев), - возможностей разомкнуть свою ограниченность, распахнуть мир. Спектакль производит впечатление действительно свободной и какой-то самопроизводящей, саморазвивающейся структуры. Диалог самцов виртуозен. Белые клоуны Михаил Жонин и Вячеслав Довженко, братья-близнецы, то поющие в унисон, то противостоящие друг другу, то меняющиеся местами, - постаревший, жалкий, обескураженный, беззащитный перед жизнью, но не желающий расстаться с иллюзиями, затаенно вновь мечтающий о любви Хозяин и страшащийся потерять первенство, ревнующий, то Дерзкий, то резвый, то капризный, то ранимый, то трезвый, то инфантильный, то Деспотичный, то трогательно несчастный Кот - поистине неразрывные, но плавно переливающиеся друг в друга половинки одного целого. Пришлось жюри придумать номинацию «За лучший дуэт». Иначе пришлось бы награждать за лучшую мужскую роль обоих. Достойны их партнерши - выплывающие из прошлого и на глазах материализующиеся воспоминания о любимых некогда женщинах - восторженные, сияющие первой любовью, наивные и мудрые: советская нимфетка Ио - Ольга Гришина, не прощающая предательства; изящная, провидящая несчастья, но верящая в чудо Зоя - Надежда Рехтина; напряженная, готовая взвиться, скорее не как птица, а как стрела, спущенная из лука, Доротея - Кристина Синельникова.

Саратовский академический ТЮЗ им. Ю.П.Киселева привез на фестиваль «Брак по-итальянски» («Филумена Мартурано») Э. де Филиппо в постановке итальянского режиссера Эмилио Ланди, мастера, сумевшего найти общий язык с русскими актерами традиционной реалистической школы. В этом спектакле, уже отмеченном всяческими призами и наградами, включая Госпремию РФ, найден баланс яркой демонстративной эмоциональности и внутренней психологической основательности артистов, удалось избежать банальной «итальянщины». Интеллигентная и яркая сценография (Санти Миньеко), выразительная экспрессивная музыка, потрясающие актерские работы - не только суровая красавица Филумена - заслуженная артистка России Елена Вовненко, но и элегантный, добрый, внешне сдержанный, внутренне изысканный и подвижный Доменико - заслуженный артист Илья Володарский, и бесподобный комик, обладающий бытовой естественностью, органикой и обаянием народный артист РФ Юрий Ошеров - Альфредо, «по совместительству» худрук театра, и все-все остальные. Результат - Гран-при.

В общем, «Подмосковные вечера» оставили впечатление радостных встреч, нежданных знакомств, художественных удач. Очень хочется, чтобы этот фестиваль обосновался в Мытищах надолго.

Александра ЛАВРОВА
"Страстной бульвар, 10", 3-93/2006 г.

Театр в кубе - "Убийство Гонзаго"

Свой юбилейный двадцатый сезон мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» откроет 20 сентября премьерой - трагикомедией «Убийство Гонзаго». Спектакль поставлен по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова.

Какой завзятый театрал не знает шекспировского «Гамлета»? И вы наверняка догадываетесь, что многое в пьесе осталось недосказанным, скрытым за тяжёлыми кулисами... Кто такой Горацио? Какую интригу плетёт Полоний? Почему погибает Офелия?
Эта пьеса - одна из имеющих право на существование версий истории датского принца Гамлета. Помните, в трагедии Шекспира по приглашению принца прибывают в замок Эльсинор актёры? Его замысел - показать королеве Гертруде и королевской свите истинное лицо короля Клавдия при помощи театрального действия - становится для бродячих актёров смертельно опасным. И в этот напряжённый момент мы можем пережить вместе с героями и трагедию выбора между долгом настоящего Актёра и стремлением выжить любой ценой, можем увидеть, какова цена актёрского братства, проходящего тяжелейшие испытания, пережить и ту силу любви, которая многих заставляет отрекаться от собственной жизни для того, чтобы жили любимые, - ту силу, которая вовсе не в такой степени проявляется в буднях.
Но режиссёр-постановщик (он же - художественный руководитель театра, заслуженный артист России) Игорь Шаповалов не взялся дословно пересказывать фантазию Йорданова, у него, как у любой творческой личности, свой взгляд на поднимаемые в пьесе проблемы. Поэтому о премьере мы решили поговорить именно с ним:
- Игорь Александрович, почему вы решили открыть сезон этим спектаклем?
- В какой-то степени сыграл роль его величество случай. Дело в том, что режиссёр и ведущий телевизионных розыгрышей «Русское лото» Михаил Борисов собирался ставить у нас спектакль. Но когда уже начался репетиционный период, он отказался. И мне пришлось срочно принимать решение о постановке другого спектакля, хотя в этом году я не собирался ничего ставить. В моём режиссёрском портфеле на тот момент было около 20 работ, но был ряд факторов, которые повлияли на выбор именно «Убийства Гонзаго». Во-первых, расклад ролей по актёрам, так как тогда уже начались репетиции по другим спектаклям, и нужно было задействовать тех, с кем планировал работать Борисов. Во-вторых, мне интересно рассмотреть взаимоотношения театра и власти, которые затрагивает пьеса Йорданова, причём с одной стороны, серьёзно, а с другой - юмористично, что, может быть, ещё более выгодно. Ведь если зло высмеять, оно перестанет быть «зубастым». В-третьих, сам материал пьесы соответствует моему вкусу трагикомического, романтического, немного фантастического стиля.
- Вы вносили какие-то изменения в произведение драматурга или всё играете дословно?
- Нет, конечно, мы очень сильно изменили пьесу, особенно вторую часть, потому что автор в ней рассказывал о борьбе с тоталитарным режимом. Тема тоталитаризма не будет звучать в спектакле, мы делаем акцент на силу искусства, за счёт которой выживает театр в сложнейших взаимоотношениях с властью. Здесь берётся конкретный пример, когда Гамлет (представитель власти) захотел, чтобы актёры спровоцировали короля на раскаяние.
- Затрагиваете ли вы тему выбора в этой постановке? Ведь человек искусства должен для себя решить, быть ли марионеткой властьпридержащих или заявить о себе, рискуя жизнью, сказать правду или умолчать, как позиционировать себя?
- Безусловно, эта тема идёт на протяжении всего спектакля. Уже с момента входа в замок перед бродячими актёрами, которые, кстати, когда-то имели свой театр, но разорились и именно поэтому согласились на предложение датского принца, стоит выбор, играть или не играть предложенный им материал. Они колеблются даже уже находясь на сцене перед королём и лишь за две сцены до финала решают - будем играть. После этого, конечно же, происходит страшный скандал и актёров уже можно считать лежащими на плахе, но, включив великое театральное искусство, они оказываются спасёнными. Хотя сама ситуация спасения - фантастическая, но в жизни ведь всё бывает.
- Тяжело ли актёрам играть актёров?
- Ситуация «театр в театре» всегда тяжела, а тут получается «театр в театре да ещё в театре», так как в этом спектакле актёры играют актёров, которые приехали в замок Эльсинор и играют роли. Плюс к этому есть несколько линий, когда они играют двойные роли - «перевертыши» (то положительный герой, то отрицательный). Поэтому ситуация складывается достаточно жёсткая в плане постановочных решений.
- От Шекспира что-то позаимствовали?
-У самого Йорданова есть несколько цитат из «Гамлета». Но мы усилили цитирование первоисточника, когда переиначивали вторую часть. Добавилась и одна сцена из Шекспира, которой нет в пьесе «Убийство Гонзаго».
- А что это за эпизод?
- Вообще, это секрет, который могут раскрыть только зрители. Могу лишь сказать, что он будет ближе к финалу, когда происходит поединок Гамлета с Лаэртом.
Что ж, остаётся с нетерпением ждать премьеры, которая состоится 20-23 сентября в театре «ФЭСТ».

Светлана Н0СЕНК0ВА
"Калининградка", 18 июня 2007 г.

Главное везение ФЭСТа

Театры, как люди - у каждого своя история, своя судьба. Бессменный лидер ФЭСТа, его художественный руководитель Игорь Шаповалов часто говорит, что театру везет. И в самом деле, любители, выпускники престижного вузовского факультета электроники и системотехники (отсюда - ФЭСТ) решили изменить электронике в пользу театра и попросили свободного распределения. И получили. Везение? Можно сказать так. Но можно и иначе. Театральные успехи ребят в институте были так ярки, их увлечение театром так велико, что любому было ясно: никакие они не электронщики, и нечего их мучить. В голове у них только театр, пусть им и занимаются.

Или поступление всей группой в Театральное училище им. М.С.Щепкина. Везение? Да. Но, думаете, легко было уговорить ректора училища пойти на этот шаг впервые в практике театрального образования? Думаете, легко было добиться того, чтобы целая группа педагогов училища во главе с ректором поехала в неведомый им до того подмосковный студенческий клуб посмотреть спектакли кандидатов в студенты? Так, может быть, это не только везение?

Сейчас ФЭСТ - один из лучших театров Московской области. У него лучшее в области театральное здание. Расположено оно на центральной площади Мытищ. В нем три сценических площадки, современное театральное оборудование. Его любят зрители, им гордится руководство района. Это тоже везение?

А если не только везение, то что еще?

Талант и труд.

Я не стану утверждать, что труппа ФЭСТа состоит сплошь из больших талантов. Но она талантлива как труппа, как единица театрального организма. Здесь - в театрах это бывает очень редко - талант каждого артиста, большой или маленький, объединились в единое целое. И это целое - талантливо.

В чем же этот талант, каковы его составляющие?

Работоспособность, ответственность, непреходящая увлеченность театральным искусством, и еще - сплоченность, дружба, взаимопомощь и поддержка. Вот об этом последнем - сплоченности, дружбе и взаимопомощи, хочется сказать подробнее.

Возможно, это главнее всего. Если тебе в коллективе комфортно, если коллеги относятся к тебе с вниманием и любовью, если нет зависти, интриг и скандалов, тогда и появляется работоспособность и увлеченность. Это было в ФЭСТе с самого начала. Есть и сейчас.

Этому можно бы было не удивляться, если бы труппа состояла только из тех, кто когда-то решил порвать с электроникой, стать артистом и учился в Щепкинском училище. Но таких в труппе сегодня меньше половины. Да, те первые сейчас - костяк труппы. Почти все они либо заслуженные артисты России, либо заслуженные артисты Московской области (есть и такое звание). Они могли бы и зазнаться, могли бы отказываться от невыгодных ролей, от участия в детских спектаклях, могли бы, наконец, установить своеобразную дедовщину. Ничего этого нет и в помине. Они, а вместе с ними и вся труппа, с удивительным, я бы даже сказал с уникальным радушием и вниманием встречают каждого новичка, помогают ему войти в старые спектакли, максимально доброжелательно следят его работой в новых, радуются его успехам. Первый выход новичка на сцену всегда отмечается поздравлениями, цветами, а часто и шампанским.

Где искать основания такой редкой в профессиональных театрах, многолетней, здоровой, творческой атмосферы в труппе ФЭСТа?

В истории ее возникновения? Да.

В том, что у нее один, бессменный лидер, способный такую атмосферу ценить и поддерживать? Да.

Есть, наверное, и еще основания, но стоит ли их искать? Не лучше ли просто порадоваться тому, что есть такой театр, есть такая труппа. И именно в этом объяснение успехе театра в прошлом, настоящем и залог успехов будущих.

И в этом главное везение ФЭСТа.

А.РОГОВ
"Искусство народов мира", № 8(84), 2007 г.

Профессиональный подход

Последние годы стали для городов Подмосковья временем больших перемен во всех областях жизни. Особенно заметны эти перемены в области культуры и искусства. О том, что уже сделано и что делается для развития культурной жизни в городе Мытищи, рассказывает начальник Управления культуры Мытищинского муниципального района, художественный руководитель Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» Игорь Александрович Шаповалов.

- Игорь Александрович, каковы, на Ваш взгляд, наиболее значимые события культурной жизни города и района последних лет?
- Недавно состоялось подведение итогов работы муниципальных образований Российской Федерации в социальной области. Первое место получили мы - Мытищинский район. Ощутимая, я бы даже сказал, очень существенная роль в этом успехе принадлежит тому, что сделано в сфере культуры и искусства. Вот один пример: всего 15 лет назад Мытищи не были театральным городом. Сейчас многие, включая правительство Московской области, говорят о Мытищах как о театральной столице Подмосковья. У нас успешно работают два профессиональных театра, и у обоих новые, великолепные, хорошо оборудованные здания. Но дело, конечно, не только в зданиях. Оба театра любимы зрителями, спектакли прекрасно посещаются, а на некоторые из них зрители даже записываются в очередь. Мне неудобно говорить об успехах театра «ФЭСТ», скажу о другом нашем театре - «Огниво». Это, без преувеличения, всемирно известный кукольный театр. Руководит им заслуженный артист России Станислав Федорович Железкин - личность просто легендарная. Он - и прекрасный артист, и энергичный, умный руководитель, президент Ассоциации театров кукол России, член совета международного объединения кукольников УНИМА. В прошлом году на II Международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах», который проводит «Огниво», приезжали спектакли из Беларуси, Украины, Литвы, Японии, Польши, Болгарии и, разумеется, из нескольких российских городов.
Совсем недавно мы открыли две новые школы искусств. Одна - с музыкальным уклоном. Есть в ней и художественные классы, и театральные, но основные классы - музыкальные. Вторая школа - с архитектурно-художественным уклоном. Она называется «Архимед». Таких школ всего две в России: в Москве и у нас.
Совсем скоро, 8 сентября 2007 года, в День города, состоится открытие новой картинной галереи. У нас очень сильная ассоциация художников, которая активно сотрудничает с родственными ассоциациями других городов Подмосковья, с Союзом художников России. Раньше она существовала в рамках историко-художественного музея. И ей там было тесно. Теперь наши художники получают свое двухэтажное здание. На первом - будет развернута постоянная экспозиция, второй предназначается для сменных экспозиций.
- Каким же образом удалось добиться всего этого? Поделитесь секретом...
- Решающую роль сыграла позиция губернатора области Бориса Всеволодовича Громова. Он с первых шагов начал активнейшим образом помогать возрождению и развитию культуры и искусства. При этом, как я понял, у него есть весьма эффективный принцип подхода к решению этой задачи. Если он видит, что где-то возникает интересная инициатива, что что-то начинает само по себе строиться, совершаться, он именно туда и направляет свою мощную поддержку.
И еще пример. Раньше финансирование театров осуществлялось по остаточному принципу, и театры бедствовали. Мы обратились за поддержкой к Борису Всеволодовичу, и он решительно отреагировал. Он сказал: «Театры - отдельный и очень важный вид искусства, они должны финансироваться отдельной строкой в бюджете». В большой мере именно поэтому Подмосковье сегодня переживает театральный бум. Появляются новые коллективы, театральные здания реставрируются и строятся новые.
Очень большое значение имело и то, что руководители города и района тоже были настроены на поддержку культуры. Прежде всего необходимо сказать о главе Мытищинского района Александре Ефимовиче Мурашове и главе городского поселения Мытищи Александре Михайловиче Казакове. Вот два руководителя, которые в течение многих лет настойчиво помогали и помогают развивать социальную сферу в целом и культуру в частности. Сейчас в связи с избранием в Областную Думу Александра Ефимовича появился новый руководитель Виктор Сергеевич Азаров. И вот уже по первым его шагам понятно, что культура будет в зоне его особого внимания.
- В последнее время стало уделяться все больше внимания привлечению в учреждения культуры молодежи. Скажите, что для этого делается в Мытищах?
- У молодых людей сегодня появляется все больше возможностей для разумного, полезного использования свободного времени. Я уже говорил о том, что оба наших театра хорошо посещаются. Среди зрителей много молодежи, и это очень радует.
Появилось несколько многозальных кинотеатров. Большую роль играет ледовый дворец, где проходят интересные концертные, спортивные мероприятия, проводится массовое катание на коньках.
Но важно не только организовать досуг молодежи, важно предоставить молодым людям возможности для самореализации, , для удовлетворения их заряженности на творчество. У нас в районе девять школ искусств, и все равно существует конкурс в эти школы. Тяга к занятиям искусством - огромная. И неважно, будет ли потом человек профессиональным художником, музыкантом, актером. Важно то, что ребенка научат самым началам творчества, привьют вкус к творчеству. Пусть он потом уйдет хоть в бизнес, но заряженность на творческий подход к делу останется на всю жизнь. Кроме того, дети знакомятся с мировым искусством, мировым культурным наследием - разве это не важно?
Во всех общеобразовательных школах, в техникумах, вузах, появились и продолжают появляться театральные студии. Их так много и некоторые из них так успешны, что мы решили проводить свой внутренний межрайонный театральный фестиваль таких коллективов. Есть у нас студия детского танца «Арабеск», я видел их спектакль «Щелкунчик». Это интересный, серьезный балетный спектакль!
- Игорь Александрович, как Вам удается совмещать такую серьезную должность начальника управления культуры с работой в театре?
- Это непросто, и я постоянно задаю себе вопрос: правильно ли я делаю, что совмещаю две эти должности. Пока я отвечаю: «Да, правильно!» И у меня для этого есть два аргумента.
С одной стороны, я надеюсь, что тем людям, которые стоят в руководстве нашего города и района, нужна моя помощь как профессионала. Мне кажется, что я им полезен, и будет нехорошо, если я вдруг спасую и уйду.
С другой стороны, существует опаска, что другой чиновник, тот, что придет на мое место, не сможет быстро и правильно разобраться во всех, поверьте, очень сложных процессах, которые идут в творческих коллективах, в частности, в театрах. Уйти можно, но если что-то пойдет не так, смогу ли я потом простить себе то, что спасовал перед трудностями?
В заключение хочу поблагодарить Международную Ассоциацию «Искусство Народов Мира» за внимание, которое она проявила к нашим учреждениям культуры, к театру «ФЭСТ», в частности.
Воспользовавшись случаем, хочу пригласить вас и ваших читателей на наши спектакли, на фестиваль «Подмосковные вечера», который проводит театр «ФЭСТ» с 16 по 22 октября. Приедут театры из нескольких городов России, из Украины, из Франции. Уже в третий раз мы будем проводить такой фестиваль, и я думаю, что это будет интересно...

Беседу вела Марина САВИЛОВА
"Искусство народов мира", № 8(84), 2007 г.

Подмосковные вечера начинаются в Мытищах

- Правда ли, что фестиваль «Подмосковные вечера» уже можно назвать традиционным?
- Да, правда. Он проводится уже третий раз. Но на самом деле это четвертый фестиваль. Когда был полностью подго­товлен второй фестиваль, в здании театра случился пожар, и мероприятие пришлось отменить.
- Правда ли, что в будущем периодичность фестиваля изменится?
- Правда. Теперь он будет проводиться раз в два года. При­чина в том, что фестиваль такого уровня требует очень много сил и средств. Чтобы сохранить высокий уровень нашего теат­рального форума, мы решили проводить его реже.
- Правда ли, что в Вашем театре любят поговорку «Не было бы сча­стья, да несчас­тье помогло?»
- Вы имеете в виду пожар? Это действительно был удар для труп­пы, для всего кол­лектива. Тем бо­лее, как я уже го­ворила, мы были готовы к фестива­лю «Подмосковные вечера». Но если бы не пожар, мы бы вряд ли получили такое большое красивое здание. Это подарок на­шему городу от губернатора Бориса Громова. Он побывал на спектакле «Под небом Парижа», проникся атмосферой нашего театра, его проблемами и принял участие в нашей судьбе.
- Правда ли, что название те­атра полностью совпадает с на­званием одного из факультетов известного не только в Мыти­щах вуза?
- Истинная правда. Правда, ставшая леген­дой. Дело в том, что это не просто случайное совпадение. Театр ро­дился на ФЭСТе когда будущие актеры и режиссеры были студентами-технарями. Их «альма-матер» - Факультет Электроники и Системотехники лесотех­нического института, ныне Университета леса. Примечатель­но, что всем составом студенческого театра ребята умудри­лись поступить в Театральное училище имени Щепкина. Их - 14 человек! - приняли на курс известного педагога Семена Аркадьевича Баркана.
- Правда ли, что театр создавался на голом энтузиазме?
- Еще какая прав­да! Начинали с нуля. Не было великих имен основополож­ников и никто из «сильных мира сего» не занимался первичной раскруткой коллектива. Не было связей в театраль­ной среде и финан­совых возможностей для создания мате­риальной базы. И, разумеется, у вчерашних студентов не было опыта подобной работы. Они сильно рисковали: как можно было надеяться привлечь зрителей в не известный никому театр, когда под боком - московские храмы Мельпомены. К тому же Мытищи были абсолютно нетеатральным городом, и из затеи «ФЭСТовцев» вряд ли что-нибудь получилось бы, если бы в их идею не поверило городское руководство.
- Правда ли, что Вы сразу приняли предложение рабо­тать в театре ФЭСТ?
- Правда. Я была заведующей литературной частью в Са­ратовском Академическом Театре Юного Зрителя. Мы при­ехали в Мытищи на фестиваль и получили Гран-при. После этого поступило предложение занять вакансию главного ад­министратора ФЭСТ. А мне настолько понравилась атмос­фера, которую создал в театре ФЭСТ его основатель и худо­жественный руководитель, заслуженный артист России Игорь Шаповалов, что я сразу согласилась. Не каждый театр мо­жет похвастаться таким лидером, который старается помо­гать всем сотрудникам решать их проблемы и при этом за­ниматься творчеством на таком высоком уровне. Тому под­тверждение - последняя премьера театра в его постановке, которая открыла нынешний 20-й, юбилейный сезон, - «Убий­ство Гонзаго». Так же легко я приняла предложение стать ди­ректором Международного театрального фестиваля городов-побратимов «Подмосковные вечера». Я была на многих теат­ральных фестивалях, работала в оргкомитете, но в роли ди­ректора провожу первый фестиваль. Он пройдет с 16 по 22 октября 2007 года.
- Правда ли, что фести­валь театральных коллек­тивов городов-побратимов подразумевает дальней­шее общение театраль­ных деятелей после окон­чания форума служителей Мельпомены?
- Не только правда, мы ре­ализуем этот принцип на практике. «Подмосковные вечера» учреждены нашим театром в 2003 году. Чуть раньше наш актер Дмитрий Полянский получил приз за лучшую мужскую роль в Иранском фестивале «Евро­пейского театрального ис­кусства». Не так давно ФЭСТ поставил пьесу болгарского драматурга - и ее уже видел атташе по культуре Посольства Болгарии в Рос­сийской Федерации. Сейчас в России проводится очень много театральных фестивалей, поэтому отличиться и за­помниться можно только хорошей программой. На фестива­ле можно не только показать свои творческие успехи, но и посмотреть на достижения коллег, попытаться понять, на­сколько конкурентоспособен коллектив. Такие мероприятия - это и возможность чему-то поучиться, и просто пообщать­ся с коллегами, и оценить свое место в театральном про­цессе, и наметить дальнейшие цели.
Что касается учебы, то в рамках нынешнего фестиваля пройдет мастер-класс Михаила Угарова, одного из самых извес­тных драматургов и режиссеров. Интерактивный спектакль «Демократия.doc» предполагает включение зрителя в обще­ственно-политическую дискуссию, построенную по художе­ственным законам. Он позволит выяснить, как зритель будет реагировать на современную драматургию, ведь, участвуя в спектакле, зрители становятся соавторами и соисполнителя­ми документальной постановки. Ни один такой спектакль не повторяет предыдущий.
- Правда ли, что, кроме областной и местной админис­трации, у «Подмосковных вечеров» есть и другие «высо­кие покровители»?
- Мы уже получили приветствие от губернатора Подмоско­вья Бориса Громова, министра культуры Московской области Галины Ратниковой и председателя Союза театральных дея­телей России Александра Калягина. Да, СТД горячо поддер­живает наш форум. Жюри фестиваля возглавляет заведую­щая кабинетом театральной критики СТД Элеонора Макарова, в составе жюри - известный режиссер Андрей Житинкин, за­ведующая отделом театральной критики газеты «Культура» Наталья Каминская.
- Правда ли, что к нынешнему фестивалю ФЭСТ приго­товил старую добрую русскую классику?
- Не совсем. На «Подмосковных вечерах» Мытищинский театр будет представлен постановкой пьесы Островского «Свои люди - сочтемся». Од­нако это не му­зейно-мемо­риальное теат­ральное пред­ставление с традиционны­ми бородаты­ми купцами, плутоватыми приказчиками и разбитной свахой. Это энергичный спектакль, дей­ствующие лица которого напо­минают совре­менных дело­вых людей, стремящихся извлекать пользу из любых жизненных обстоятельств. К наследию великого русского драматурга обратился и Улья­новский областной драматический театр. Его фестиваль­ный спектакль - пьеса «Правда - хорошо, а счастье - луч­ше». Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева совместно с французс­ким театром «L"Enfumeraie» привезет в Мытищи спектакль «Вишневый сад». Русские актеры говорят на русском языке, французы - на французском. Материал хорошо знаком даже тем, кто редко бывает в театре, поэтому проблем с понима­нием возникнуть не должно. Спектакль с большим успехом прошел во Франции, участвовал в Авиньонском театраль­ном фестивале.
Наши коллеги из Краснодара предъявят на суд жюри и зри­телей, разумеется! - пьесу Федерико Гарсиа Лорки, также в программе - пьесы Бомарше, Йорданова, Ладо. А на торже­ственное закрытие оргкомитет готовит зрителям сюрприз.
- Правда ли, что билеты на фестиваль «Подмосковные вечера» уже попали в разряд дефицита?
- На некоторые спектакли билеты уже распроданы. Можно сказать без ложной скромности, что театральный фестиваль - главное событие в городе, поэтому мы уверены, что мытищинцы нас поддержат.
- И последнее: правда ли, что зрители «балуют» гостин­цами труппу и персонал ФЭСТа?
- Да, приносят шоколадки, яблоки, цветы из своих садов. И нам это очень приятно. Но ведь и мы их «балуем»: предостав­ляем возможность посетить другой спектакль, если они не смогли прийти на тот, на который приобретали билеты. Так что в нашем городе билеты в театр не пропадают. Мы не отде­ляем себя от города, и горожане чувствуют это.

Вопросы задавала Ирина ЮГОВА
"Спутник", № 39(493), октябрь 2007 г.

До новой встречи в Мытищах!

В Мытищах завершился третий Международный театральный фестиваль «Подмосковные вечера». Насыщенная театральная неделя пролетела незаметно. Расставаться было жаль всем: и зрителям, и артистам, и даже членам жюри, которые отмечали высокий уровень прошедшего творческого форума. Церемония закрытия с награждением, концертной и самодеятельной программой театров-участников в форме популярных капустников состоялась на большой сцене Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» - организатора этого фестиваля. Специальный приз фестиваля «Подмосковные вечера» получил Дмитровский театр «Большое гнездо».

- Нам очень непросто было работать, - сказала председатель жюри, заведующая отделением критики Союза театральных деятелей России, заслуженный работник культуры РФ Элеонора Макарова, - уровень фестиваля был очень высокий. Выбирать лучших было сложно. Мы увидели много отличных и режиссёрских, и актерских, работ. О каждой можно сказать тёплые слова. Но мне хотелось бы отметить, что многие театры привезли на фестиваль спектакли по пьесам, которые сложны для постановки. Как, например, «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г.Лорки или «Убийство Гонзаго» Н.Иорданова, и примечательно, что режиссёрам и актёрам удалось блестяще справиться со своей задачей.

Заслуженный деятель искусств РФ Константин Щербаков также отметил, что «любой фестиваль - явление непредсказуемое. Но самое ценное, что на этом форуме не было ни одной работы случайной и все спектакли достойны всяческих похвал. Пьесы наших классиков - Островского, Чехова, Гоголя - как никогда актуальны и сейчас. Тексты, написанные более ста лет назад, прозвучали в постановках театров-участников фестиваля - современно. Правильно расставленные акценты, особые интонации, великолепная игра и режиссёрские находки впечатляют. С уверенностью могу сказать, что этот фестиваль ни в чём не уступает другим российским фестивалям и прошёл на более высоком уровне, чем предыдущий».

Гран-при фестиваля жюри присудило Новосибирскому городскому драматическому театру под руководством Сергея Афанасьева за спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе П.Бомарше. Приз за лучшую режиссуру присуждён Владимиру Петренко, руководителю Днепропетровского городского молодёжного театра «Верим!» за постановку «Очень простая история» М.Ладо. На приз за лучшую мужскую роль выдвигались три номинанта, и все они удостоены наград: Александр Мезенцев за роль Ли в спектакле Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя «Однажды в Калифорнии (Истинный Запад)» по пьесе С.Шепарда, Борис Александров за роль Силы Ерофеевича Грознова в постановке Ульяновского областного драматического театра «Правда - хорошо, а счастье - лучше» А.Н.Островского, Игорь Калагин за роль Лазаря Подхалюзина в спектакле Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» по пьесе А.Н.Островского «Свои люди - сочтёмся!». Приз за лучшую женскую роль присуждён актрисе Ульяновского областного драматического театра Зое Самсоновой за роль Мавры Тарасовны в постановке театра «Правда - хорошо, а счастье - лучше». Специальный приз Оргкомитета фестиваля получил Дмитровский драматический театр «Большое гнездо», а приз зрительских симпатий уехал на Украину, в Днепропетровск. Зрители проголосовали за постановку Владимира Петренко «Очень простая история» по пьесе М.Ладо, которая несёт добро.

Марина МАКАРОВА
"Ежедневник Новости Подмосковья", 30 октября 2007 г.

Мужчины переиграли женщин

22 октября на сцене театра «ФЭСТ» прошло торжественное закрытие третьего Международного театрального фестиваля городов-побратимов "Подмосковные вечера".

Интересно, что информация о победителях держалась в тайне до самого вечера. Даже на пресс-конференции уважаемые члены жюри ничего не рассказывали об этом. Об общении с прессой хотелось бы сказать отдельно, это был не стандартный набор вопросов и ответов. Напротив - каждый представитель судейской команды высказывался по всему фестивалю в целом, анализируя понравившиеся именно ему постановки. Часто мнения не совпадали, председатель жюри Элеонора Макарова не единожды дала понять, что прийти к общему мнению было крайне сложно.

В этом году номинации фестиваля были распределены нестан­дартно. Мужчины-актеры в прямом смысле переиграли женщин, поэтому призы за лучшую мужскую роль получили сразу три артиста: актер Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя Александр Мезенцев за исполнение роли Старшего брата в спектакле "Однажды в Калифорнии" С.Шепарда; артист Ульяновского областного драматического театра Борис Александров за исполнение роли Грознова в спектакле "Правда - хорошо, а счастье лучше" по А.Островскому; фэстовец Игорь Калагин за исполнение роли Подхалюзина в спектакле "Свои люди - сочтемся", тоже по Островскому.

Победа в номинации "Лучшая женская роль" была единогласно присуждена актрисе Ульяновского областного драматического театра Зое Самсоновой за роль Марфы Тарасовны в спектакле "Правда - хорошо, а счастье лучше".

Большой симпатией как у зрителей, так и у жюри пользовался Днепропетровский молодежный городской театр-студия «Верим!» (Украина). Зарубежные гости со спектаклем "Очень простая история" (М.Ладо) не только взяли приз зрительских симпатий. Их спектакль был признан лучшей режиссерской работой.

Вот только победителей лично поздравить не удалось, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, взявший гран-при фестиваля со спектаклем "Безумный день, или женитьба Фигаро" по П.Бомарше. Отыграв в положенный день пьесу, артисты уехали на гастроли...

Хотя, как верно заметил член жюри Андрей Житинкин:
- Театр - это не спорт, награды - второй вопрос. Главное было проследить, в каком состоянии сегодня находится режиссура, ведь выжить на современной сцене крайне трудно, дикая конкуренция.

И действительно, награды - условность, хоть и приятная, и важная. Но главное все же то, что целую фестивальную неделю актеры и режиссеры дарили зрителям свое искусство.

Варвара БОБРОВА
"Вечерний Королев", ноябрь 2007 г.

Театральная осень Подмосковья

Любите ли вы театр так, как его любят в Мытищах? Третий Международный театральный фестиваль городов побратимов «Подмосковные вечера» - культурное мероприятие федерального значения, и то, что он состоялся именно в нашем городе, свидетельствует о том, что Мытищи - город театральный.

В этот раз подмосковный праздник драмы и комедии собрал восемь театров - из них два представляли Мытищи! На подмостках театров «ФЭСТ» и «Огниво» в течение недели разыгрывались самые разнообразные пьесы -как современных, так и классических авторов. Авторитетному жюри пришлось нелегко: так, заслуженный артист России, знаменитый режиссёр Андрей Житинкин на заключительной пресс-конференции отметил, что творческий уровень фестивальных постановок очень высок, но «театр - не спорт, поэтому премии актёрам даются для того, чтобы отметить тенденции в развитии». По словам мэтра отечественной режиссуры, он не видел на фестивале «ни одного актёра с холодным носом». Его мнение поддержал Игорь Шаповалов, творческий руководитель мытищинского театра «ФЭСТ»: «равнодушных не было - все истово репетировали до последней секунды»!

Что сейчас ставят в российских театрах? Отмечая особенности современного русского театра, известный театральный критик Константин Щербаков, заслуженный деятель искусств России, подчеркнул особую актуальность творчества Алексея Островского. По его словам, сегодня многие персонажи русского классика воспринимаются уже не как сатирические объекты: людям близки «простые человеческие чувства», любовь и страдание, горе и радость, которые так мастерски умел запечатлевать Алексей Николаевич. Именно в таком ключе театром «ФЭСТ» была осуществлена постановка пьесы «Свои люди - сочтёмся!», принёсшая мытищинцам приз за лучшую мужскую роль.

Много споров и дискуссий вызвала постановка бессмертной гоголевской комедии «Ревизор», предпринятая кукольным театром «Огниво» под руководством режиссёра-постановщика из Молдавии Петру Вуткареу. В его трактовке персонажи пьесы выглядят как карикатурные представители нечистой силы, обременяющие собой землю русскую. Варианты современного прочтения русской классики нередко грешат избытком гротеска, вызывая недоумение и неприятие как у зрителей, так и у критиков. Тем не менее, такие проблемные постановки неизменно привлекают всеобщее внимание - театральная общественность с огромным интересом обсуждает «скандальные» новинки, служащие как бы катализатором творческой активности, и по крайней мере с этой точки зрения постановку мытищинского театра можно назвать успешной.

Приз зрительских симпатий достался Днепропетровскому молодежному городскому театру-студии «Верим!» (Украина) за спектакль «Очень простая история» по пьесе М.Ладо. Специальный приз оргкомитета фестиваля был присуждён Дмитровскому драматическому театру «Большое гнездо» за спектакль «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Н.Иорданова. Призы за лучшую мужскую роль в этот раз получили три актёра: артист Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя Александр Мезенцев - за исполнение роли Старшего брата в спектакле «Однажды в Калифорнии» С.Шепарда, артист Ульяновского областного драматического театра Борис Александров - за исполнение роли Грознова в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше» и артист Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» Игорь Калагин - за исполнение роли Подхалюзина в спектакле «Свои люди - сочтемся» (обе пьесы принадлежат перу Алексея Островского).

Приз за лучшую женскую роль получила артистка Ульяновского областного драматического театра Зоя Самсонова за роль Марфы Тарасовны в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше». Лучшей режиссурой была признана работа В.Е.Петренко в спектакле «Очень простая история» Днепропетровского молодежного городского театра-студии «Верим!». Главный же приз - Гран-при фестиваля - на этот раз уедет в Сибирь, в Новосибирский городской драматический театр. Его труппа, руководимая Сергеем Афанасьевым, отлично сыграла в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро» П.Бомарше.

Журналисты уже давно за глаза называют Мытищи «культурной столицей Подмосковья». Фестиваль завершён, но след, который он оставил в сердцах актёров и зрителей, ещё долго будет будоражить воображение: театр - это живое, непосредственное искусство. Это творчество, которое по своей природе очень похоже на любовь - его можно переживать, но объяснить нельзя. И если избалованная московская публика едет в Мытищи, чтобы посмотреть фестивальные пьесы, то это значит, что духовная, культурная жизнь продолжается.

Андрей ХАРИТОНОВ
"Спутник", № 43 (997), ноябрь 2007 г.

Когда критик плачет и смеется

Слово «fest» переводится с немецкого как «праздник». Точно так же звучит аббревиатура факультета электроники и системотехники в Университете леса. Именно там в конце 1970-х годов группа студентов-энтузиастов организовала театральный кружок художественной самодеятельности, который потом вырос в крупнейший профессиональный театр Московской области.

На сегодняшний день в репертуаре «ФЭСТа» 23 взрослых и 9 детских спектаклей. Ежегодно театр выпускает премьерные спектакли, а его труппа снималась в «Сибирском цирюльнике» и других фильмах. «ФЭСТ» много и плодотворно гастролировал по России и за рубежом, участвовал во многих фестивалях. Но пришло время и у себя принимать гостей.

Вот уже в третий раз на сценах «ФЭСТа» и Мытищинского городского театра кукол «Огниво» в октябре прошёл Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера». В нём приняли участие, помимо двух мытищинских театров, Краснодарский академический театр драмы, Днепропетровский молодёжный городской театр-студия «Верим!» (Украина), Дмитровский драматический театр «Большое гнездо», Московский драматический театр им. Н.В.Гоголя, театр «Без вывески» (Москва), Ульяновский областной драматический театр, Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, французский театр «Ленфюмерэ».

Зрителям была предоставлена уникальная возможность за неделю посмотреть как спектакли на произведения известных классиков - А.Н.Островского, Н.В.Гоголя, Ф.Г.Лорки, А.П.Чехова, так и пьесы современных драматургов. Например, комедия «Слон» по пьесе когда-то признанного и опального, а ныне полузабытого Александра Копкова. А возродил это наивное и мудрое произведение театр «Без вывески», которому в декабре этого года исполняется 30 лет. Основным репертуаром театра была и остаётся отечественная пьеса: А. Дударев, М.Цветаева, А.Александров, М.Булгаков, А.Строгонов и т.д. В «Слоне» всё действо разворачивается вокруг клада-золотого слона, найденного жителем небольшой деревеньки Гурьяном Мочалкиным. Он жил при царе (Николае II), но обстоятельства заставили его воевать против него. И всё бы ничего, вступил в колхоз, потом - в партию. Был как все. Но тут сыночек, тот, что поумнее, подсунул Гурьяну книгу о «том, как буржуазия угнетала простой народ», А отец прочитал её и сам захотел обеспеченной, сытой, даже, возможно, пышной и праздной жизни. Удивляет, что написанная на рубеже 1920-30-х годов пьеса заставляет и поколение XXI века смеяться. Но из-под маски театрального дурачества выглядывает горькая интонация тоски по идеалу, по уважению и пониманию.

Но зрители зрителями, а у жюри свой - критический - взгляд, ведь в него вошли: председатель - заведующая кабинетом театральной критики СТД России, заслуженный работник культуры Элеонора Макарова; известный актёр и режиссёр Андрей Житинкин, театральный критик Наталья Каминская, заслуженный деятель искусств России Константин Щербаков. Как сказала на подведении итогов фестиваля Элеонора Германовна, «нам (членам жюри) было комфортно и приятно работать, но прямо скажу - непросто, потому что уровень фестиваля был очень высоким и выбрать победителей было трудно». В первую очередь Э.Г.Макарова отметила отличную актёрскую и режиссёрскую работу театра драмы и комедии «ФЭСТ» в спектакле «Свои люди - сочтёмся!», которым открылся фестиваль. Кстати, эта комедия имела большой отклик в зрительном зале. Константин Щербаков также остановился на этом спектакле: «Текст ни капли не изменён, - всё найдено в самой пьесе. «ФЭСТ» показал, что сегодня А.Н.Островский-это не только социальность, но и лирика, поэзия». Константин Александрович заметил: «на фестивале были работы разного качества, но ни одной случайной». Все заслуживали внимания, и критикам не стыдно было признаться, что некоторые спектакли заставляли их откровенно плакать и смеяться.

Ещё один положительный отзыв К.Щербакова был адресован Днепропетровскому молодёжному городскому театру «Верим!» за спектакль «Очень простая история»: «Я впервые увидел, что эта пьеса М.Ладо решена, причём в поэтическом ключе». Эту работу отметила также Наталья Каминская: «Даже оформление лаконично, - отправляет нас не в деревню, а во что-то сакральное». По количеству постановок в России и Украине эта притча лидирует последние два года. Это не случайно, ведь за отношениями двух обычных деревенских семей наблюдают домашние животные - добродушный пёс Крепыш, старая лошадь Сестрёнка, беременная корова, свинья Дунька, взбалмошный петух. Они пытаются понять своих хозяев и их соседей, и выводы они делают порой самые смешные и наивные, например, что деньги берутся из кошелька, кармана, комода, а порой -неутешительные для людей: с грехами на небо не попадёшь. А люди так запутываются в своих проблемах, что без помощи животных им не обойтись. .. Смысл пьесы можно выразить одной фразой: «Всё живое имеет право на жизнь». Андрей Житинкин похвалил не только актёров, но и зрителей: «Я не увидел ни одного актёра «с холодным носом», который бы небрежно, спустя рукава, работал... Зритель мгновенно разбирается: эпатаж это, новая тенденция или настоящее искусство».

Но всё же жюри пришлось выбирать лучших для награды, и в итоге получилось, что в этом году мужчины обогнали женщин: приз за лучшую женскую роль всего лишь один, а за мужскую - три. Но всё по порядку. Специальный приз зрительских симпатий получил Днепропетровский молодёжный городской театр-студия «Верим!» за «Очень простую историю», а ещё эта притча принесла театру диплом за лучшую режиссуру. Режиссёр театра Владимир Петренко после второго выхода на сцену за наградой предался воспоминаниям: «Помню 1980-е годы, когда я начинающим актёром ездил по городам Украины, чтобы посмотреть любой спектакль Аркадия Каца во время гастролей театра русской драмы. И когда такие мастера участвуют в фестивале, этот диплом я могу считать только огромным авансом, который поможет нашему театру поверить в себя и, возможно, когда-нибудь обрести своё здание».

Второй специальный приз достался. Дмитровскому драматическому театру «Большое гнездо» за спектакль «Убийство Гонзаго». Диплом за лучшую женскую роль получила народная артистка РФ, работающая в Ульяновском областном драматическом театре, Зоя Самсонова. А дипломом за лучшую мужскую роль были награждены ведущий актёр Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя Александр Мезенцев, актёр Ульяновского областного драматического театра Борис Александров и ...актёр «ФЭСТа» Игорь Калагин: «Я вдвойне рад, потому что таким образом жюри отметило не только мою работу, но и тот театр, который я люблю и в который верю. Театр - творчество коллективное, поэтому хочется сказать огромное спасибо моим друзья и коллегам. Такие работы не делаются в одиночку». А Гран-при взял Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева за комедию «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Этот спектакль подобен шампанскому, - он веселит и опьяняет. Здесь танцуют, поют, влюбляются и в этот вихрь радости втягиваются зрители.

Как сказал художественный руководитель театра «ФЭСТ» Игорь Шаповалов, «фестиваль для нас, прежде всего, возможность поучиться, впитать и осмыслить опыт других театров, сравнить себя с другими, понять, в чём мы сильны и в чём слабы. Всё, чего достиг наш театр, — это результат нашего отношения к учёбе, к совершенствованию». Третий Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера» завершился. Но зрителю не дадут скучать. 4-7 ноября его ждёт очередная премьера «ФЭСТа» - музыкально-поэтическая фантазия «Марютка и поручик».

Светлана НОСЕНКОВА
"Калининградка", 01 ноября 2007 г.

Мюзикл о войне и любви

«Зима. 1920-й год. Пески Каракумов. Гражданская война»... Такими словами началась новая, уже вторая по счёту в юбилейном двадцатом сезоне, премьера в театре «ФЭСТ» - музыкально-поэтическая фантазия «Марютка и поручик» по мотивам прозы Бориса Лавренёва. Да, многие из нас если не смотрели, то хотя бы слышали о фильме «Сорок первый» Г.Н.Чухрая 1956 года, снятому по этой же повести.

Что мы сами знаем об октябрьской революции и гражданской войне? Думаю, любое мнение вполне можно назвать субъективным, так как кто-то не верил и не верит сейчас в светлое коммунистическое общество, а кто-то жалеет о том, что советская власть свергнута. Как бы там ни было, эти рассуждения не передают чувств людей, сражавшихся тогда. А Борис Лавренёв участвовал в Первой мировой (офицером) и Гражданской (добровольцем Красной Армии на Украине и в Туркестане) войнах. Кому, как ни ему, писать о судьбах красных-белых.
Поэт Юрий Юрченко написал поэму по неоднократно инсценированной и экранизированной повести «Сорок первый». Композитор Александр Луначарский положил эти стихи на музыку. А режиссёр Александр Каневский поставил спектакль...
Марютка (Ульяна Чеботарь) - снайпер красногвардейцев, и счёт её жертвам идёт уже на десятки: «Как завидит офицера, - не уйдёт он уж живой». Но вот сорок первый белый офицер поднял белый флаг, и Маша не выстрелила в него. Её однополчане во главе с колоритным комиссаром Евсюковым (заслуженный артист Московской области Фарит Халяпов) полонили поручика и решили вести в штаб на лодке в сопровождении Марютки и ещё двух солдат. Но случилась буря, солдаты погибли, выжили лишь двое - Маша и поручик (заслуженный артист России Дмитрий Полянский), которые очутились на острове.
Между двумя людьми, воевавшими по разные стороны баррикад, возникло тёплое, нежное чувство - любовь. А Марютке только минуло шестнадцать (юной Джульетте из трагедии Шекспира, которую читал возлюбленной белый офицер, было еще меньше). «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»? Есть. Девчонка-снайпер говорит поручику:
- И у нас ведь всё - не ясно: ты - за белых, я - за красных...
Не это ли трагедия войны?
Суровая и принципиальная на боевом рубеже, на острове Марютка становится заботливой, хозяйственной, мечтательной женщиной, а в прошлом гуляка-офицер задумывается о семье, тихой жизни в деревне и профессии сельского учителя. Но обоих мучают сомнения. Им снятся сны, в которых являются однополчане Марютки, убитые ею офицеры и она сама.
- Если б в первого ты промахнулась? - вопрошает поручик.
«Ты же мир сгубила целый - сорок белых офицеров» - мучает Машу совесть во сне. Но разве на её любимом меньше крови? Он тоже убивал! Другое дело, что для женщины такое поведение шокирующе, она всегда ассоциировалась с домашним очагом, терпеливостью, уютом.
Время идёт, уж и зиму пережили, весна. Ссоры и примирения влюблённых приводят их к осознанию истинной сути жизни, они уже и думать забыли о том, что творится там, за пределами ставшего таким родным острова. Но запасы кончаются, и хочешь - не хочешь, нужно возвращаться к реальности. Вон и парус виднеется вдалеке. Смогут ли они также счастливо и свободно жить в обществе, разделённом войной? Марютка ответила на этот вопрос заранее, выстрелив в спину поручика ещё до прибытия спасательной лодки. Кто бы там ни был - белые или красные, она уже решила судьбу своей любви.
Трагизм нового удачного мюзикла подчёркивает работа всех актёров, не только декламировавших свои речи, но и танцевавших, и певших. Следует отметить также работу по сценографии и костюмам Ирины Титоренко, художника по свету Александра Гомзякова, по пластической партитуре Марины Суворовой, а также хормейстера Валерию Возную. Приятно было увидеть среди актёров и недавнего лауреата третьего международного фестиваля «Подмосковные вечера» Игоря Калагина. Кстати, в этом спектакле, шедшем 4-7 ноября на сцене «ФЭСТа», очень лаконично сработались маститые, заслуженные артисты с юными, энергичными коллегами, что придало пьесе звучности и колоритности.

Светлана АРХИПЦЕВА
"Вечерний Королев", № 31 (120), 2007 г.

"Марютка и поручик"

«Марютка и поручик» - под таким названием 4-7 ноября в театре драмы и комедии «ФЭСТ» прошла вторая премьера двадцатого сезона, посвященная 90-летию Октябрьской революции. Эта музыкально-поэтическая фантазия поставлена впервые в России. Вот что рассказал режиссёр постановки Александр Каневский:

- Много лет назад поэт русского зарубежья Юрий Юрченко написал пьесу по замечательной повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». Люди старшего и среднего поколения, конечно, хорошо знают это произведение, которое стало классикой советской литературы. Но в какой-то момент эта проза ушла из обихода, перестала интересовать людей. И так получилось, что художественный руководитель Театра-школы современной пьесы режиссёр Иосиф Гауз познакомил меня с Юрием Юрченко, который и написал эту пьесу специально для меня, то есть я должен был её инсценировать много лет назад, но в силу разных обстоятельств этого не случилось. А в прошлом году кинематографический композитор Александр Луначарский написал музыку к этой пьесе, причём написал по велению души, без заказа. Таким образом завершилась изначальная работа над этим драматургическим и музыкальным сооружением, а так как я был причастен к его созданию, то мне показали результат. И я посчитал, что у наших людей должен снова возникнуть интерес к прозе Б.Лавренёва. Художник театра «ФЭСТ» Ирина Титоренко познакомила меня с его художественным руководителем Игорем Шаповаловым. Руководство «ФЭСТа» взяло на себя смелость и риск попробовать реализовать этот замысел на своей сцене.
И это получилось. Удалось в спектакле передать самые различные оттенки: здесь и лирика, и человечность, и юмор, и чувство долга. Всё это волнует, захватывает зрителя. На протяжении всего мюзикла чувствуется большая совместная работа режиссёра, актёров, хормейстера, художника по пластике и других сотрудников театра, работавших над постановкой. Всех и каждого.
Два человека - мужчина и женщина - попали на остров. Они вырваны из социума и предоставлены сами себе. И - друг другу. Разлом и кровавая рана социальных противоречий обнуляются, белогвардейский офицер и простая рыбачка-революционерка влюбляются друг в друга. Это стихи и весна, и половодье чувств. Но ход времени не остановить, и действие получает новый импульс, когда на горизонте показался белый парус-вестник бурь и мятежа. Что выберут эти двое - любовь или социальные установки? Как поступят? Кто побежит первый, предавая «свой остров», поддавшись зову белого паруса?..
Молодой актрисе Ульяне Чеботарь, наверно, не сложно было вжиться в роль юной девушки - Марютки, которой минуло только шестнадцать. Но как быть, когда в таком возрасте Маша уже стала снайпером-асом и кровавый след её удач уже достиг цифры «40»? Вот, думаю, что сложно сыграть. Молодость, зажатую в тиски обязательств перед государством («Я подписку давала!»), в кандалы ненависти, навязанной другими людьми. Ведь ей-то, совсем ещё девчонке, сорок белых офицеров ничего не сделали. Но комиссар Евсюков (Фарит Халяпов), видно, чётко дал снайперше установки. Да только в туркестанских песках порой бывает не понятно, где белые, где красные, кто кого преследует, кто от кого убегает. И снится на острове Марютке, что среди сорока врагов оказался её однополчанин, припорошило его снегом, и обозналась дивчина.
Да и её возлюбленного, поручика Говоруху (заслуженный артист России Дмитрий Полянский), терзают сомнения: «Если б в первого ты промахнулась? Если б его глаза разглядела? Что они у него синие-синие или зелёные-зелёные...» Сам он вспоминает совсем не уместные для разговора с юной особой похождения с некой цыганкой, чем вызывает отчаянную ревность Марютки.
А вскоре снятся поручику убитые Машей белые офицеры, и видится ему, что он чайка, взмывшая в небо, но... погибающая в итоге. Был ли этот сон вещим? Он не задумался об этом, ведь ружья давно заброшены, уж весна стучится в их деревянную лачугу. Да и как можно плохо думать о девушке, пожертвовавшей тетрадь своих стихов на папиросы для тяжело и долго болевшего белогвардейца? Ведь тогда она отдала ему самое дорогое! Говоруха уверен, что «остров их гораздо шире, чем этот блин песчаный». Ему мнится, что они осознали все свои ошибки и могут жить иначе где угодно, хоть на берегу моря, хоть в эпицентре событий Гражданской войны 1920-го. Но это не так.
...Когда вдали уже виднелся спасительный белый парус, быть может, такой же белый, как флаг в руках поручика, когда Марютка впервые целилась в него в Каракумах, она выстрелила вновь. И на этот раз прямо в цель: «Вот и стал ты сорок первым на Марюткином счету». Убийство поручика произошло, потому что в сердце Маши долг победил любовь. Зачем? Почему? Ведь всё было так хорошо на острове. Но никто не знал, как бы было там, среди людей. Эти двое даже не знали исхода сражений, проигравших и победивших. Просто Марютка решила всё сама. Заранее.
Удача спектакля не случайна. Помимо замечательных актёров «ФЭСТа», таких, как Игорь Калагин, Александр Конивец, Наринэ Осипова, Татьяна Полянская и другие, большую роль сыграл изначальный материал. Старая повесть Бориса Лавренёва и сегодня звучит современно и своевременно, фокусируя внимание на этических началах.

Светлана Н0СЕНК0ВА
"Калининградка", 08 ноября 2007 г.

Люди, слоны, лошади, вороны

"Подмосковные вечера" в Мытищах.

Не успел отшуметь один подмосковный театральный фестиваль -"Долгопрудненская осень" - как прошел и еще один, мытищинский. Последний называется "Подмосковные вечера" и тоже существует не первый год. Фестиваль, организованный СТД РФ совместно с администрацией Мытищинского района, министерством культуры Московской области и местным Театром драмы и комедии "ФЭСТ" (в его помещении игрались спектакли), собирает театры городов-побратимов, так сказано в буклете. Но проверить, побратимами ли на самом деле являются, скажем, Ульяновск и Новосибирск, Днепропетровск и Краснодар, практически невозможно. Да и нет нужды заниматься подобной проверкой. В конце концов, большинство театров-участников (за исключением Ульяновской и Краснодарской драмы) - это театры муниципального подчинения. Небольшие, а то и вовсе маленькие, удаленные от центров - скажем, московский Театр без вывески или дмитровский, под названием "Большое гнездо" или тот же "ФЭСТ". Днепропетровский молодежный театр с оптимистическим названием "Верим!" не имеет в своем городе постоянного помещения. Театр без вывески делит место жительства с другими службами своего района. Дмитровскому театру - всего два года, и средств к существованию у него практически нет. Вся эта информация по ходу разговора, на самом деле, не должна приниматься в расчет, если речь идет о творческом соревновании, о художественном качестве (а фестиваль "Подмосковные вечера" -это как раз соревнование с номинациями и победителями). К примеру Новосибирский городской театр п/р Сергея Афанасьева - один из самых интересных сегодня российских коллективов - тоже до сих пор ютится в каморке (новое здание никак не достроят), но это обстоятельство мало влияет на качество его спектаклей.

И все же весовые категории театров, соревновавшихся в Мытищах, были столь не равны, что составить общую картину крайне затруднительно, а тем более сравнивать и выбирать лучших. Тот же театр Сергея Афанасьева - серьезное действующее лицо на современной российской сцене, его спектакли не раз попадали в поле зрения экспертов "Золотой Маски" (на финишную прямую пока не вышли, но ведь "еще не вечер"). Ульяновская академическая драма - тоже из этого ряда, да и одних заслуженных и народных артистов в коллективе больше, чем просто актеров в иной маленькой городской труппе. Краснодарская же драма, прямо скажем, знавала лучшие времена. "ФЭСТ" имеет в Мытищах роскошное современное здание, приглашает на постановки режиссеров, а "Большое гнездо" в Дмитрове еле сводит концы с концами. Так что сравнения просятся в параллели, одна из них - свежесть и обаяние молодости, подкрепленные или не подкрепленные режиссерско-актерским профессионализмом, вторая - академии, или впавшие в рутину, или не утратившие свежести. Впрочем, контрасты нынешней российской театральной жизни кричат так громко, что не знаешь иной раз, к какому голосу прислушаться. Например, "ФЭСТ" на фестивале попал в яблочко. Спектакль режиссера Владислава Константинова "Свои люди - сочтемся" (любимая в провинции пьеса, потому как о хищниках речь, об обманутых иллюзиях) оказался концептуально жестким, современным но ритму остроумным и беспощадным. Исполнитель роли Подхалюзина И.Калагин удостоился приза, емко и убедительно сыграл страшного лихоимца, настоящего отморозка. В спектакле Константинова неожиданно важную роль сыграли "слуги просцениума" - команда лакеев в доме купца Большова. Эти ребята оказались еще пострашнее Подхалюзина своей готовностью припасть к новому сапогу, полной неразборчивостью в средствах и природной вороватостью. Такой вот податливый электорат любой власти.

А режиссер из Днепропетровска В.Петренко (обладатель приза за режиссуру) не мудрствуя лукаво поставил "Очень простую историю" М.Ладо - это бедствие едва ли не всех современных провинциальных сцен. Вывел, как и положено по пьесе, на сцену домашних животных, пытающихся помочь своим нескладным хозяевам. Удивительно, но ни капли дурной тюзятины, ни грана фальшивой слезливости - всего того, что сопровождает сценические воплощения этой пьесы, режиссер не допустил. История вышла стильной и чистой, как родниковая вода, притчей.

Живое от неживого отличается на сцене тем, что пером не схватишь. Краснодарцы в пьесе "Дом Бернарды Альбы" вроде все делают правильно, но воздуха в этом нет, и вся игра похожа на притворство. Дмитровцы рискнули на архаичную пьесу болгарина Н.Иорданова "Убийство Гонзаго" - привлекла, понятное дело, тема "театра в театре". Но если бы режиссер Д.Юмашев перевел действие в разряд интеллектуальных парадоксов, дело, возможно, и увенчалось бы успехом. Увы, все сыграно всерьез - с бутафорией, с актерскими страданиями и социальным пафосом двадцатилетней давности.

Были и проколы чисто фестивального свойства - не прошли на сцене в полном объеме декорации Н.Швец к спектаклю ульяновцев "Правда - хорошо, а счастье - лучше" (режиссер А.Кац), отчего замечательным артистам Б.Александрову (Грознов), З.Самсоновой (Мавра Барабошева) и молодой О.Романовой (Поликсена) не дано было в полной мере сыграть эту яблоневую акварель со счастливым концом. Сбои технического свойства произошли и на "Слоне" (Московский театр без вывески). И без того сложную пьесу забытого ныне автора А.Копкова артистам было играть еще сложнее. Зато Мытищинский театр кукол "Огниво" принимал гостей и участников фестиваля в собственном доме...И это было бы хорошо (театр славен своими тонкими, остроумными театральными сочинениями), если бы не чудовищный "Ревизор" режиссера П.Вуткареу, включенный в афишу смотра. В спектакле сошлись и застарелый политический пафос (все персонажи превратились в нечисть, в псов, в ворон и т.п.), и нагромождение бутафории, которую едва вмещала маленькая сцена, и нещадно переписанный гоголевский текст, и несмолкаемый крик (практически ни одной фразы не произнесено в обычном человеческом режиме).

Скромный муниципальный фестиваль оказался полезен не только мытищинским зрителям, к слову на редкость чутким и благодарным, не только театрам-участникам, но и, скажем так, некоему осознанию общей театральной картины. Она, эта картина, как уже было сказано, полна контрастов. Между рутиной обочинного существования и фестивальными победами фаворитов - пропасть не только эстетическая, но и мировоззренческая. Разговор о современном театральном языке в этом случае нужно вести едва ли не с переводчиком - так далеко разъехались полюса.

В этой связи спектакль Московского театра им. Гоголя "Однажды в Калифорнии" (постановка С.Яшина) стоит как бы особняком - хорошую актерскую пьесу, сыгранную мастерски, никогда никто не отменит. А вот творчество Сергея Афанасьева и его артистов - в самой сердцевине разговора о современном театре. Афанасьев делает театр, казалось бы, традиционный по форме. Участие в "Вишневом саде" Чехова французских актеров - всего лишь дружеский ход, попытка поиграть вместе, но не концепт, не метод. Однако горечь новых смыслов и осознание хода времени в спектакле возникают, и исходят они из интонаций, повадок, способов поведения действующих лиц. Театр Афанасьева славен редким по нынешним временам умением услышать мелодии квартир и улиц, дворов и залов - на этих мелодиях строится сценический мир, который не оставляет современников равнодушными. "Женитьба Фигаро" Бомарше, второй спектакль фестиваля, взявший Гран-при, тоже ухитрился передать эту сегодняшнюю мелодию. Притом не ценой растерзания классического текста, а путем его азартного присвоения. Такого драйва, такого здорового смехового начала и такой неподдельной лирики мы давно не видели.

Наталия КАМИНСКАЯ
"Культура"

| К списку статей о театре |
К списку статей о театре

Театр драмы и комедии "ФЭСТ". Официальный сайт

Гостевая книга
На главную страницу