О театре "ФЭСТ". Из архивов пресс-отдела театра. 2008 г.

О театре "ФЭСТ". Из архивов пресс-отдела театра. 2008 г.

| К списку статей о театре |

Отдельное большое человеческое спасибо :-) службе по связям с общественностью театра «ФЭСТ» (и лично Алёне Константиновой) за предоставленные дополнительные вырезки из статей для этой страницы!

Сентябрь 2008 г.

«Фэст», здеховские коняшки, Дед Мороз, Снегурочка и трёхлетняя Алина Силаева

Шестого января Щёлковский городской парк культуры и отдыха продолжал праздновать Новый год. Ребятишки радовались зиме.

Морозы наконец-то ударили по-зимнему, поэтому со всех сторон слышались ребячьи вопросы: "Пап, мама, а когда Дед Мороз подарки отдаст? Холодно, домой охота!" Родители с тоской озирались по сторонам в поисках местечка, где можно было бы погреть детей и спастись от обморожения самим. Но, кроме крытого павильончика прямо за ёлкой, бежать было некуда.
Положение спасли клоуны, выскочившие развлекать ребят. Поросёнок Фунтик, дядюшка Мокус и обезьянка отплясывали на двадцатиградусном морозе. Глядя на них, ребята стали притопывать в такт музыке. Стало веселее.
Забавные стихи артистов мытищинского театра «Фэст» заставили улыбаться самых скукожившихся от холода зрителей, хоровод водили уже и вовсе радуясь жизни.
Здеховские коняшки Гриша, Буян и Гоша ждали поодаль своей очереди выступать. Воспитанники конно-спортивного клуба «Прорыв» как всегда поддержали детский праздник.
Трёхлетняя Алина Силаева впервые так близко увидела лошадей. Восторгу малышки конца-краю не было, а довольная её мать явно испытывала похожие чувства. Счастливо улыбаясь, обе с удовольствием позировали автору статьи. Затем они убежали разглядывать Деда Мороза со Снегурочкой.

Мария МОСИНА
"Щелковчанка", № 8(106), 2008 г.

Юлия Куварзина: как мудрая жена, ловлю рыбу

ДОСЬЕ


- родился: 2 сентября 1975 года в г. Москве
- образование: в 1998 г. окончил Училище им. Б.В.Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова
- театральная карьера: актер Театра-студии «ФЭСТ»
- кинокарьера: снялся в фильмах и сериалах «Адвокат», «Студенты», «Люба, дети и завод...»
- дети: нет
предпочтения
- блюдо: морепродукты
- фильм: «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- книга: Омар Хайям «Рубай»
- стиль одежды: классика

Она
- родилась: 14 июля 1975 года в г. Москве
- образование: в 1998 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс О.П.Табакова)
- театральная карьера: актриса Московского театра на Таганке
- кинокарьера: сыграла в фильмах и сериалах «Линия защиты», «Ландыш серебристый-2», «Не родись красивой», «Личная жизнь доктора Селивановой»
- дети: нет
предпочтения
- блюдо: суши
- фильм: «Ночи Кабирии»
- книга: «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского
- стиль одежды: то, что подходит


Алексей Аптовцев: У нас случился типичный служебный роман. Меня пригласили в спектакль в Театр на Таганке, где Юля служила. Однажды, репетируя на сцене, я вдруг увидел, точнее, ощутил, как мимо меня что-то пронеслось. Симпатия возникла сразу.
Юлия Куварзина: Тогда мы репетировали «Сон в летнюю ночь». Я в театре чувствовала себя хозяйкой. На Лешу в тот момент даже не обратила внимания.
А.: Пробежала, как тайфун пронесся. Этим и зацепила. Не оказывать знаки внимания я уже не мог.
Ю.: Был один нюанс: Алеша был женат, и ни о каких отношениях не могло быть и речи. Встречаться начали лишь через полтора года.

АКТЕР НЕ РЫЦАРЬ

- Неужели до этого игнорировали Алексея?
Ю.: Если честно... был момент. Как-то во время репетиции донесся хохот. Присмотрелась: в зале - очень красивый мужчина. Я думала, что это нормальный зритель, а оказалось, что это Леша, актер. Я расстроилась: ведь актера как спутника жизни не рассматривала. Мужчины-актеры - не рыцари. Они не мужественны по определению. Но нет правил без исключений. Помню, шел спектакль со сложными декорациями. Каждый актер за 4 секунды в темноте должен был свою веревочку привязать к своему гвоздику. Это страшно бесило. Однажды добегаю до своей веревочки, а она уже прикреплена. Оказалось, Леша помог.
А.: В следующей совместной работе - в спектакле «История болезни любви» - я по ходу действия дарил Юле красивый букет-муляж. Как-то принес этот букет в цветочный киоск и попросил девушку сделать такой же, но настоящий.
Ю.: Он был настолько похож на реквизит, что я не отличила своим плохим зрением. Но почувствовала запах. От неожиданности даже слова забыла.
А.: После спектакля наш художник сказала: «Теперь ты должен жениться на Куварзиной».
- Неужели и букет не покорил ваше сердце?
Ю.: Тогда нет.
А.: Так я на том не остановился. Нам предстояло ехать на гастроли в Екатеринбург. Накануне, 14 июля, у Юли день рождения.
Ю.: ...тогда случилось второе потрясение. Утром выхожу из подъезда и вижу на стене большую нарисованную ягодку и стрелочку вниз. А там - разрисован весь асфальт. Стихи, смешные послания: «Ты должна быть самой счастливой на свете!» и бесконечные цветочки. Подмечаю, в обращении фигурирует имя Юлия. И начинаю понимать, что все это имеет какое-то отношение ко мне. Мама, увидев это художество, пришла в восторг. В общем, расписанный асфальт обозначил начало нашей истории. Мы стали жить вместе.

В ОТПУСК - НА РЫБАЛКУ!

- И как вам под одной крышей?
А.: Меня все устраивает.
Ю.: Как же! Ты бываешь таким критичным. Припоминаешь мои недостатки?
А.: Ах, да, вспомнил главный! Юля ложится вовремя спать... и не дает мне смотреть телевизор.
Ю.: Да, я люблю засыпать в тишине. И еще я не образцовая хозяйка. Но когда у нас бардак и нет еды, Леша не устраивает скандалов. Мне не надо из себя строить идеальную жену. И у Леши недостатки, конечно, есть. Главный - безотказность. Еще он очень деликатный человек, никогда не будет биться за гонорар. И Леша обижается, когда я ставлю кого-то ему в пример.
- Кто ведет хозяйство?
Ю.: Я прекрасно все делаю. Но я выросла в семье, где не было культа еды. А Леша может сделать утку с яблоками и черносливом! Для фаршированных шампиньонов ему не лень шинковать сыр, лук, перемешивать с майонезом и забивать это в шляпки грибов.
- Как любите отдыхать?
А.: С друзьями и коллегами на 5-7 машинах на две недели выезжаем в Астраханскую область. Разбиваем палаточный лагерь и живем дикарями.
Ю.: Представляете?! На что тратится мой отпуск! Но когда узнала, что Лешино хобби - рыбалка, как мудрая жена, решила: «О... буду его поддерживать».
- Какие подарки друг другу дарите?
Ю.: В первые пару лет - романтические. Сейчас - более практичные.
А.: Юля обычно вручает мне новогодний подарок числа 20 декабря. Потом понимает, что в сам праздник дарить уже нечего. Готовит новый подарок, но максимум, сколько она может прожить с ним, - сутки.
Ю.: И получилось, что однажды в новогоднюю ночь я подарила носки... две пары, ведь пять подарков было уже подарено.
А.: Ну а первым подарком были серебряные кольца «Спаси и Сохрани». Не сговариваясь, мы купили их друг другу.
- На съемках сериала «Не родись красивой» ходили слухи, что вы ждете ребенка...
Ю.: У нас нет детей. И мы не расписаны официально.
А.: Но надеемся, что появится и третий, и четвертый человечек в нашей семье.

МАШИНА ЛУЧШЕ ТАЛИИ

- Юля, популярность к вам пришла с ролью Пончика.
Ю.: После проб в «Не родись красивой» вышла на улицу и поняла, что очень хочу играть эту роль. Набрала телефон Леши, реву ему в трубку: «Такая хорошая роль, героиня такая нормальная... дура... толстая... и беременная». На что Леша говорит: «О, беременная - это хороший знак, где они еще найдут беременную лучше, чем ты?!» А я уже до этого сыграла пару беременных героинь... Леша сказал: «Тебя утвердят». Меня утвердили.
- Если бы вам, как Пончевой, пришлось выбирать между покупкой машины и липосакцией, что выбрали бы?
Ю.: Выбрала бы машину. Считать калории - не для меня. Понимаю, что уже пора, и Леша говорит, что нам надо похудеть. Мы даже купили абонемент в бассейн, но ходили всего дважды.
- Алексей, с вашей точки зрения, Юля похожа на своих героинь?
А.: Во всех героинях - море обаяния от нее.

Бернара БАТТАЛОВА
Антенна Телесемь, 14-20 января 2008 г.

Чужие грехи

Под таким названием 12-15 февраля состоялась третья премьера в юбилейном, 20-м сезоне театра драмы и комедии «ФЭСТ». «Две почти комедии с одним антрактом» - так определён в афише жанр спектакля. Здесь стоит упомянуть важнейшую функцию комического (и, соответственно, комедии): эвристическую, то есть познавательную функцию в освоении действительности. Искусство вообще есть способ познания окружающего мира; и эвристические функции присущи любому его виду, в том числе - и театральному, в каждом из его жанров. Однако эвристическая функция комедии особенно наглядна: комедия позволяет взглянуть на обычные явления с новой, непривычной точки зрения; проявляет дополнительные смыслы и контексты; активизирует не только эмоции зрителей, но и их мысль.

На что же предлагает посмотреть под другим углом режиссёр-постановщик «Чужих грехов» Игорь Панфилов и автор новелл, на основе которых создана постановка, Алла Змеенкова? На рождение и смерть - две точки, соединяющие отрезок под названием жизнь. Первое действие спектакля разворачивается на кладбище. Двое бывших возлюбленных (заслуженная артистка Московской области Людмила Лобанова и Игорь Панфилов) случайно встречаются на могилах своих супругов. Вот уж, правда, - от судьбы не уйдёшь. Может, и не стоило им расставаться тогда, двадцать лет назад? Что было бы. если б женщина устояла перед чарами того, другою, очень красивого молодого человека?

Вам может показаться странным такое поведение людей у могип родных, то, что они «нашли место, где женихаться», но ведь супругов больше нет, а они - есть. Здесь. Они живы.

И вдруг как удар молнии. Женщина смотрит на портрет усопшей жены старого знакомого - полковника - и... Считается, что о покойниках говорят либо хорошо, либо - никак. Но может ли смолчать женское сердце, когда и на кладбище любовница «подбирается поближе» к мужу? Да, служебный роман - «дело-то житейское», как говорил Карлсон, живущий на крыше. Только выходит в итоге, что усопший Генка - отец не только своей законной дочери Маши, но и двухлетнего сынишки любовницы - Славика, а полковник как бы «мимо проходил». Вот они, «чужие грехи» умерших, открывающиеся живым...

Вторая новелла показывает нам «нулевой километр» жизни - роддом. Три совершенно разных женщины ( Анжела Дмитриева-Чебакова, Наталья Галютина и Людмила Лобанова) оказываются в одной палате. Одна рожает уже третьего, вторая, ещё несовершеннолетняя - первенца, от которого думает отказаться, а третья - мёртвого... И здесь мы видим всё совершенно под другим углом. В зале сидело много женщин. Кто-то уже мамы, кто-то только собираются, а кому-то, возможно, знакома эта боль утраты... Когда героиня Лариса Королькова говорит «Жаль только, что носила девять месяцев». Как не озлобиться в такой ситуации? Плод, что носила под сердцем, не выжил, как же жить самой? Задавала ли подобные вопросы себе Лариса? Не похоже. Ведь когда врач Андрей Борисович (Сергей Гришаков) предложил усыновить здорового ребёнка семнадцатилетней Наташи Синельниковой, госпожа Королькова прямо оскорбилась: «Неизвестно ещё, кто его отец!». Да, если бы она знала, кто отец... А папочка-то этого младенца её собственный муж (Алексей Аптопцев)! И он, кстати, едва узнав о Наташе и ребёнке, забирает их к себе, хотя беременность эту он называл «никому не нужной».

События спектакля разворачиваются, на первый взгляд, банально, или уж, по крайней мере, предсказуемо. Но интересно даже не это, а авторский ход, то, как герой решит ту или иную проблему. К тому же, актёрам удалось на столько реально сыграть все эмоции (слёзы в глазах, напряжённые мышцы, дрожащие руки и т.д.), что думаешь - вот-вот разрыдаешься вместе с героями новелл, а потом - будешь смеяться опять же вместе с ними.

Светлана АРХИПЦЕВА
"Вечерний Королев", февраль 2008 г.

Утомлённые эпатажем

"Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счаст­ливые - смотреть." Пифагор Самосский.

В середине февраля мытищинский театр ФЭСТ порадовал зрителей очередной премьерой: на суд зрителей были представлены «Чужие грехи» - постановка режиссёра Игоря Панфилова по произведениям Аллы Змеенковой. Формат спектакля несколько необычен: это трагикомический диптих, состоящий из новелл, в сюжетном плане между собой не связанных. Действие первой из них происходит на кладбище, второй - в родильном доме, что само по себе, почти автоматически, настраивает зрителя на философский лад: что может быть драматичнее рождения и смерти? Вероятно, только жизнь...

Пересказывать содержание драматических произведений - дело неблагодарное, их надо смотреть. Поэтому ограничимся тем, что отметим про себя некоторые особенности, наиболее ярко проявившиеся в премьерной постановке. Сюжеты обеих новелл балансируют на грани банальности. Именно такое впечатление складывается в начале просмотра. Любовный треугольник с трагическими последствиями? Рассмотрению подобных ситуаций посвящено 90% мировой литературы. Палата в роддоме? Неужели опять «социально-бытовая фабула со смертельным исходом»? Однако всё не так просто. Нарочито банальный поначалу сюжет внезапно начинает разворачиваться совершенно неожиданным образом, и напряжение на сцене нарастает... чтобы превратиться из драмы в трагикомедию, а к концу спектакля - и вовсе чуть ли не в гротескный фарс.

«Две почти комедии с одним антрактом» - так официально определен жанр спектакля. Обе новеллы очень лиричны и не то чтобы дышат оптимизмом, но оставляют у зрителя после просмотра очень приятное эмоциональное «послевкусие». Режиссёр Игорь Панфилов так прокомментировал реакцию публики, смеявшейся по ходу спектакля, казалось бы, совершенно невпопад, над обычными жизненными эпизодами: «У нас не было желания кого-либо эпатировать. Мы разыгрывали простые, банальные ситуации, по которым все соскучились».

Стоит сказать, что сыграть столь сложную и тонкую игру страстей - настолько же почётно, насколько и сложно. Однако ведущие актеры труппы, задействованные в главных ролях - заслуженная артистка Московской области Людмила Лобанова, Наталья Галютина, Анжела Дмитриева-Чебакова, Алексей Аптовцев и Сергей Гришаков - справились с этой задачей блестяще. Браво, театр ФЭСТ!

Андрей ХАРИТОНОВ
Журнал "Ближе к дому", 7 марта 2008 г.

Грехи. Свои или чужие?

Театр драмы и комедии «ФЭСТ» не перестаёт радовать зрителей в юбилейном, 20-м сезоне, - в его репертуаре появилась уже третья премьера: спектакль «Чужие грехи» в постановке Игоря Панфилова (по произведениям Аллы Змеенковой).

Наша жизнь постоянно изменяется, но есть вещи, а точнее - чувства, ощущения, которые остаются неизменными. Как вдох и выдох. Мы делаем первый вдох, появляясь на свет, и уходим в иной мир с последним выдохом... И здесь интересен режиссёрский ход: первая часть спектакля проходит на кладбище, а вторая - в родильном доме, таким образом зритель уходит с мыслями не о конечности бытия, а о радости жизни. У него появляется возможность вернуться в «отправную» точку. Но спектакль говорит и о другом, - о любви к мужчине, женщине, детям. Как появляется это чувство и куда уходит...
Первая новелла называется «Безутешные». У могилы мужа сидит дама (заслуженная артистка Московской области Людмила Лобанова). Что чувствуют люди на кладбище? Героиня говорит: «Вот бы мне так успокоиться, смириться, а я не могу». Разве может что-либо ещё сломить так человека, как смерть близкого? Но, как говорится, время лечит, и вдова уже начинает поглядывать на других мужчин, в частности на полковника (играет Игорь Панфилов), тоже приходящего к кому-то на могилу. И вот она - настоящая ирония судьбы. Двое людей, потерявших своих супругов, оказываются старыми знакомыми. Даже больше чем знакомыми - бывшими возлюбленными.
Что толкает людей на измены? Врождённая полигамность, проблемы в семье, скука или внезапно зародившиеся чувства? Рассуждать об этом можно долго, тем более что в последнее время это явление не редкость, но факт остаётся фактом: от этого страдают законные супруги, те, кто не пожелал «сходить налево», а хотел простого человеческого счастья-семейного уюта, взаимопонимания, уважения...
История героев первой части спектакля уж больно правдива, и в то же время похожа на фарс. Какова доля случайности в том, что погибший муж героини и усопшая супруга полковника оказались любовниками? И что мальчик, которого вдовец считал своим сыном, на самом деле сын старого знакомого Генки, который 20 лет назад отбил у него невесту, а теперь вот... Вспоминается фраза «Земля круглая». И всё встаёт на круги своя. Те, кому суждено быть вместе, всё же воссоединятся, пусть и через много-много лет.
Местом действия второй, одноимённой спектаклю, новеллы выбран роддом. Из разных углов доносятся крики и плач, а где-то - устрашающая тишина. Пустота от потери самого главного, самого важного для женщины - её ребёнка. Но может ли боль утраты изменить человека? Видимо, не всегда, так как несостоявшаяся мать Лариса Королькова (играет Наталья Галютина) не потеряла своей заносчивости, нетерпимости, эгоизма. О своей соседке по палате Свете Стеценко (Людмила Лобанова), родившей третьего ребёнка несмотря на финансовые затруднения в семье, она отзывается как о «цыганщине какой-то», а третью, совсем молоденькую роженицу Наташу Синельникову (Анжела Дмитриева-Чебакова) вообще на дух не переносит. И дел а ей нет, почему эта малолетняя отказывается от ребёнка и всё ревёт, ревёт. И здесь опять у банальной жизненной ситуации оказывается необычный поворот: муж Ларисы Алексей (Алексей Аптовцев) оказывается отцом родившегося у Наташи мальчика. Кстати, cледует отдельно отметить врача роддома, которого играет Сергей Гришаков. Он получился таким живым и непринуждённым, что заставлял смеяться весь зал. Да и, правда, куда в родильном доме без врача и чувства юмора?
...Почему же спектакль назвали «Чужие грехи»? А вы когда-нибудь задумывались над тем, что чужие заблуждения мы видим в более милосердном, а значит, и более правильном свете, чем собственные, а на чужое горе смотрим более трезво? И этими «двумя почти комедиями» актёры, режиссёр, художники по свету и костюмам (А.Гомзяков, И.Титоренко), звукорежиссёр (С.Лысов), автор новелл пытались показать нам самих себя со стороны, понять грехи, свои или чужие.

Светлана Н0СЕНК0ВА
"Калининградка", 15 марта 2008 г.

Вместе весело играть

Мастера сцены отметили свой профессиональный праздник. Раз в год театральное сообщество Московской области собирается вместе чтобы отпраздновать Международный день театра. В этом году актёры, режиссёры и другие мастера сцены встретились в Мытищах, в театре драмы и комедии «ФЭСТ».

Уже в фойе задолго до начала торжественной части чувствовалась атмосфера праздника. Многометровое панно, собранное из афиш всех театров Московской области, красочно представляло насыщенную театральную жизнь региона. Кроме того, на втором этаже была развернута большая экспозиция "театры Подмосковсья". На конструкциях в виде стилизованных колонн были размещены панели с информацией о каждом театре, фотографии трупп, спектаклей, артистов, зданий театров. Кстати сказать, после торжества эти панели были подарены каждому театру. На плазменных панелях в фойе демонстрировался фильм «Календарь года», повествующий обо всех значительных событиях театральной жизни в разных городах Подмосковья. А было их великое множество. Например, муниципальный театр «Город» г. Долгопрудного стал рекордсменом в этом сезоне, выпустив шесть спектаклей для взрослых и три - для детей. А ещё он организовал Первый театральный фестиваль «Долгопрудненская осень». Артистка Московского областного государственного театра «Русский балет» Людмила Коновалова стала лауреатом международных конкурсов балета в Сеуле, Вене, Риме. Драматический театр-студия «Театральный ковчег» г. Сергиева Посада пополнился выпускниками театральных вузов. На базе Серпуховского музыкально-драматического театра была организована Первая летняя театральная школа для артистов русских театров стран СНГ и Балтии. Театр ростовых кукол «Софит» Воскресенского района участвовал во многих фестивалях, в том числе в Международном фестивале «Алые паруса» в «Артеке». А ещё этот театр на протяжении нескольких лет проводит акцию «Раскрасим мир в яркие краски» для детей интернатов и детских домов. Хозяин нынешнего праздника - Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» провёл уже третий Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера».

Начальник Управления искусств и кинематографии Министерства культуры Московской области Галина Перепелкова, приветствуя театральных деятелей Подмосковья, сказала: «У нас сложилась замечательная традиция: каждый год 27 марта собираемся вместе. Сегодня мы встретились в одном из лучших муниципальных театров. Вся труппа театра «ФЭСТ» очень постаралась, чтобы сегодня получился настоящий праздник». По поручению министра культуры правительства Московской области Галины Ратниковой Галина Сергеевна зачитала приветственный адрес, в котором, в частности, говорится о том большом вкладе в культурную жизнь Подмосковья, который внесли областные и муниципальные театры: «Театральному Подмосковью есть чем гордиться, народные и заслуженные артисты России работают в 6 областных и 23 муниципальных театрах. Завоёвывают авторитет и признание не только в области, но и в России. При финансовой поддержке правительства региона и активном участии губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова полным ходом идёт ремонт зданий Ногинского драматического театра, Московского областного театра юного зрителя, Московского областного Дома искусств «Кузьминки», в котором располагаются сразу три театра. Идёт активная подготовка к началу строительства в г. Дзержинский здания областного театра кукол. Популярность наших театров, конечно, становится возможной благодаря яркому таланту и великолепному мастерству актёров и режиссёров. Желаю вам творческих удач, интересных гастролей, удачных постановок, чутких и благодарных зрителей».

Ни один профессиональный праздник не обходится без награждений. В этот раз их тоже было немало. Звания «Заслуженная артистка Московской области» удостоена Людмила Менчинская - артистка Московского областного государственного драматического театра имени А.Островского. Знак губернатора Московской области «За труды и усердие» был вручён Виктору Пиунову - артисту этого же театра. Также почётными грамотами Министерства культуры Московской области были награждены многие мастера сцены. В том числе Жаннета Арутюнян - директор Долгопрудненского театра «Город», Юлия Новикова - артистка Московского областного государственного Камерного театра, Наталья Третьяк - артистка Московского областного государственного театра кукол, Виталий Анисимов - артист театра «Камерная сцена» г. Лобни и многие другие. А завершил торжество весёлый театральный капустник, который вели современные «Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко».

Марина Александрина
"Ежедневные Новости Подмосковья", 29 марта 2008 г.

Международный день театра

Международный День Театра, 27 марта 2008 года. Обращение ко всем театрам мира

Существует ряд гипотетических версий о происхождении театра, но я остановился на одной, наиболее располагающей к размышлениям на этот счет, принявшей форму предания.
Однажды ночью, ближе к рассвету, группа мужчин, работавших в каменоломне, собралась вокруг костра, чтобы погреться у огня и потешить себя разными байками. Неожиданно одному из них пришла в голову идея встать во весь рост, чтобы усилить впечатление своего рассказа с помощью теней. В мерцании отблесков пламени герои его рассказа ожили на стенах каменоломни, достигнув гиперболических пропорций. И потрясенные слушатели постигли сильное и слабое, угнетенных и угнетателей, божественное и смертное.
В наше время луч света от кинопроектора заменил живой огонь костра, а сценическое оснащение - стены каменоломни. И, отдавая должное всем правдолюбцам, это предание говорит нам о том, что театральные технологии появились в самом начале, поэтому не должны восприниматься как угроза существованию театра, а скорее как объединяющий элемент.
Возрождение искусства театра зависит от его способности заново открыть для себя и освоить новые приемы и новый язык. Иначе как театр может и дальше нести свидетельство великих моментов своей эпохи и возвещать о понимании между людьми, не являясь носителем духа открытости? Как может он браться за решение проблем нетерпимости, отверженности и расизма, если в собственной ежедневной практике сторонится внешнего влияния и интеграции?
Чтобы отразить мир во всей его многосложности, художник должен привносить в искусство новые формы и идеи и полностью полагаться на зрелость своей аудитории, которая способна разглядеть силуэт гуманизма в вечной игре света и тени.
Да, это правда, что увлекаясь игрой с огнем, мы рискуем, но это дает нам шанс: можно или полностью испепелить себя, или воспылать, восхитившись, и озариться светом.


Международный Институт Театра ЮНЕСКО,
Робер Лепаж,
Квебек, 17 февраля 2008 года


27 марта 2008 г. Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» стал площадкой для проведения Международного Дня Театра для государственных и муниципальных театральных коллективов Подмосковья. Мероприятие, проводимое по инициативе Министерства культуры Московской области, собрало в Мытищах всю театральную семью нашего региона. К участию в программе были приглашены более 20 театров, которые около двух месяцев готовились к этому замечательному празднику, отбирая фото- и видеоматериалы, которые должны были рассказать гостям о достижениях коллективов за сезон 2006-2007 годов.
По задумке организаторов знакомство с театрами началось еще до начала мероприятия. Творческие отчеты, предоставленные театрами-участниками, легли в основу видеокалейдоскопа, ознакомительной фотоэкспозиции и сборного панно из афиш, которые создавали приподнятое и радостное настроение сразу при входе в «ФЭСТ». Особенно выделялось многометровое панно, украсившее одну из стен фойе, собранное из афиш театров всех городов-участников. В этом многоцветном баннере любой театр мог найти свои спектакли, а зрители получили наглядную демонстрацию многообразия театральной жизни Подмосковья. На втором этаже фойе была развернута экспозиция «Театры Подмосковья». На легкие мобильные конструкции в виде стилизованных колонн крепились информационные панели, на которых была размещена информация о каждом театре, фотографии труппы, спектаклей, артистов и студийцев. Одна из панелей была отдана под Приветствие ко всем театрам мира от имени спикера года Робера Лепажа, известного канадского театрального деятеля. Каждый год Приветствие готовится Международным Институтом Театра (МИТ), созданным при ЮНЕСКО. В этом году обращение ко всем театрам мира было предоставлено нам Исполнительным директором МИТ Дженифер Валпоул. Всем гостям предлагался бокал шампанского или игристого напитка, чтобы поднять тонус и задать непринужденный тон общения.
Мероприятие началось театрализованным прологом «Только театр, один он может все!», подготовленным артистами «ФЭСТа». Видеофильм об итогах театрального сезона 2006-2007 годов венчался приветственным обращением от имени Правительства Московской области, с которым выступила заместитель Министра культуры Галина Сергеевна Перепелкова. Торжественная церемония награждения отличительными знаками Губернатора Московской области и грамотами Министерства культуры Московской области прошла на самой трогательной ноте. На сцену поднимались лучшие из лучших среди актеров, представители административных и производственных театральных служб, которые верой и правдой служат своей Мельпомене. Поздравление от администрации Мытищинского муниципального района завершило официальную часть мероприятия. Начался настоящий праздник - капустник, созданный силами театральной «сборной», который великолепно решил свою задачу: в зале воцарилась атмосфера душевной теплоты и искреннего веселья. В завершение торжества на сцене собралась наша театральная семья - представители всех театров-участников. Гостям вручили в качестве подарка их «творческие паспорта» - панели с экспозиции в фойе, которые разъехались по городам Подмосковного региона.

Алена КОНСТАНТИНОВА
Искусство народов мира, № 4(92), 2008 г.

Без любви невозможно!

Сергей Метелкин на сцене с легкостью превращается из императора в полшкипера, из владельца таверны в полицейского. В свои 25 он успевает работать в двух театрах, учиться, заниматься компьютерной анимацией и верит в жизненную необходимость творчества

Творчество

- Каждый раз ложусь спать и ненавижу себя: мне надо делать диплом, писать инсценировку, полно работы, а я сидел почти до утра, рисовал. Зачем? Идея показалась гениальной - раскрасить американского Винни Пуха под хохлому.
Такой он, мой собеседник. Шуточные и вполне серьезные идеи, творческая неугомонность и стремление сделать что-то новое, уникальное. Доброжелательная улыбка, смех, эмоциональный жест - и тут же остановка, возвращение к самому главному на сегодняшний день: дипломный спектакль и работа, работа и еще раз работа.
Сергей учится в МГУКИ, работает в химкинском муниципальном драматическом театре «Наш Дом» и в театре «Фэст» города Мытищи.
С театром «Наш Дом» Сергея связывает многое. Дружный коллектив, в котором работают его однокурсники - Андрей Осипов, Настя Агений. Благодарные зрители, благодатное творческое поле и, конечно же, талантливый режиссер, он же педагог Сергей Юрьевич Постный.
- Это первый мой театр. Я вообще здесь жил, пока мне не дали комнату в общежитии. Я люблю «Наш Дом», тут зритель совсем рядом - это рождает особые ощущения. Помню, когда первый раз пришел, встал на сцену и говорю: «Классная комната, а где сцена?» В маленьком помещении нужно быть святым человеком и чистым, но это практически невозможно, потому что актер -это такая субстанция... Знаете, как сказал Радзинский: «Актеру прощается все, даже подлость, лишь бы он был талантливый». Тем не менее здесь все от стен отражается, и иногда приходится тяжело.

Театр - зеркало

Пять лет Сергей Метелкин работает в «Нашем Доме», за это время многое изменилось, да и он сам не раз менялся. Были трудные моменты, когда хотелось все бросить и уйти:
- Год назад, когда я уходил отсюда, из этого театра, я же вообще сказал, что не буду играть ни в одном спектакле! Перешел в театр «Фэст», в Мытищи. Но потом вернулся, потому что понял: я не могу без «Нашего Дома», и теперь совмещаю работу в Мытищах и Химках. В «Фэсте» масштабность, сцена большая, поэтому спектакли другие, есть пафос... В «Нашем Доме» камерная сцена и особые отношения в труппе: и потому, что театр крохотный, здесь все и играют, и делают реквизит сами, и декорации таскают во время спектакля; и потому, что среди нас много учеников Постного, мы все одинаково думаем, работаем. Я понял, что жизнь состоит из уступок и компромиссов, здесь главное - понять в какой-то определенный момент, что тебе важно... Для меня, например, в театре важнее всего то, что происходит на сцене. Ведь этой профессией можно заниматься только ради того, чтобы получить радость, которую приносит занятие творчеством, и тот кайф, который тебе дает ощущение зрителя в зале. Что такое театр? Собираются люди, которые договариваются о правилах игры со зрителем, со своим партнером. Ту радость, которую дает театр, сложно получить где-то еще: люди, которые это попробовали, понимают, о чем я. Не говорю здесь о признании, об овациях, аплодисментах - это не так важно! Это что-то такое...
Мы репетируем, надеваем костюмы, учим текст... И вот у одного получается, у другого, третьего - и что-то такое рождается... причем каждый раз по-новому. А если звезды не сойдутся и у нас ничего не получится, работа приносит большое огорчение, даже страдание.

«Я консервативен»

Сергей - интересный и непростой молодой человек, далекий от столичной современности и новомодных тенденций.
- Мне кажется, что я динозавр. Я ни разу не был в ночном московском клубе, мне это как-то все не нравится, не мое. Не понимаю все это поколение хип-хопа, я думаю, что это какой-то параллельно со мной существующий мир. Ненавижу, когда ходят парни в джинсах на два размера больше, все висит... Очень не нравятся одинаково красивые современные девушки, у которых джинсы «приталены» так, что торчат стринги красные. Смотрю, как они одеваются, разговаривают, и мне кажется, что наша нация погибает.
Я лучше потрачу деньги на компьютер, на какие-то технические вещи, очень хочу студию создать. Если бы не это мое увлечение, может, не было бы фонограммы «Левши»: я ее сводил моментально здесь же в театре, на ноутбуке. Вот так техника помогает духовному, а все это - творчество.
Запись фонограмм с помощью современных технологий, компьютерная графика - увлечения молодого драматического актера, получающего профессию режиссера. И в то же время Сергей все время подчеркивает: «Я не современный...»
- Меня учат тому, что режиссер - это мировоззрение. И я сам понимаю, что не просто должен говорить, что-то делать, а должен показывать свое отношение к миру, как к конкретной вещи, отстаивая свою позицию. А мне очень многое не нравится в телевидении, кино, театре. Сейчас куча фильмов, про которые Гребенщиков спел: «Я вышел из кинотеатра таким, каким был». Вот я тоже: выхожу - и ничего не понял, у меня нет удовлетворения, я не посмеялся, не испугался, никаких вопросов, никаких мыслей, ничего. Это меня пугает.
...Меня приглашали работать на телевидение видеомонтажером, и я понимаю, что это хорошие деньги... но не смогу бросить театр! Мне просто обидно, зачем тогда девять лет учусь? Это мне нужно было девять лет, для того чтобы понять, что я не тем занимаюсь? А с другой стороны, понимаю, что уже не смогу без этого кайфа обойтись, без этой радости творчества...

Анастасия ЖИДКОВА
Юность Подмосковья, № 4(6) апрель 2008 г.

И Химки - город фестивальный

В конце ноября в городе Химки Московской области, на сцене муниципального драматического театра «Наш дом» прошел II Международный фестиваль «Театральная неделя в Химках».

В нем приняли участие, кроме хозяев и других театров города, коллективы из Лобни и Мытищ, Танцевальная группа Антонины Красновой из Москвы, а также труппа современного танца из Швеции и Театр-студия «Параллели» из Витебска, что обеспечило международный статус этому домашнему и теплому празднику, всесторонне поддержанному Отделом культуры городского округа Химки. Видовое и жанровое разнообразие репертуара отражало интересы театра драмы, кукольников и новой хореографии. Началось все со спектакля крупной формы. «Наш дом» показал свою версию «Левши», по определению театра, «в жанре эклектической комедии и в оригинальном тексте Н.Лескова» (режиссер С.Постный, художник С.Иевлева). Сказ о тульском левше и английской стальной блохе, «испорченной» российскими умельцами, оказался широкоформатным (не менее трех часов), многолюдным зрелищем, где есть и народные песни, и фрагменты шедевров кино, и сквозь ядреный смех рассказанная трагическая история самородка, движимого чувством долга и принявшего нежданное (и, разумеется, никак не заслуженное) страстотерпие (ближайшая аналогия - солдат Иван Чонкин). Для многих новый, во всяком случае, мало привычный по оборотам, и сочный текст Лескова порой увязал в изобилии трюков и приемов, притчу эту оформляющих. Однако нравственный «хребет» истории сохранен благодаря мастерству и интуиции актеров С.Гришакова (Левша), А.Осипова (Платов) и С.Метелкина (Полшкипер). С.Гришаков - Левша трогает душу тонкостью нервной организации, сосредоточенностью на деле и хорошим упрямством, когда надо добраться до самой сути некоей проблемы, мало кому другому, кстати, интересной. В его глазах есть Достоевская забота «вопрос разрешить». Он умеет поставить на своем, искренне бледнеет, старательно доказывая важность того, чем озабочен, даже ухитряется сохранить самостоятельность житейских представлений, что лишь прибавляет ему обаяния.
А.Осипов играет в Платове внутренний покой уверенного в себе человека, чей органический патриотизм - истинный пример для подражания, хотя это выглядит порой забавно, но неизменно доказательно.
Молодой англичанин в исполнении С.Метелкина - человек, не испорченный ни социальными язвами, ни дурной наследственностью (изрядно перепивших приятелей сопровождает бесконечно обаятельный Зеленый Змий в остро характерном облике артиста Е.Мушко). Хотя, поздно включившись в конфликт, юный шкипер и не подозревает, сколько горя свалится на голову его друга. Но его ментальное здравомыслие, увы, не применимо в российских условиях.
Необъяснимость логики российской жизни - парадоксальный движитель этой истории, мощной своей трагедийной сущностью.
В режиссерском сюжете спектакля кроме иронического комментария по поводу загадочности русской души есть еще и отсылка к пафосным историческим событиям вплоть до Ледового побоища. Но уместен по сути, пожалуй, лишь незабываемый Отрок из «Андрея Рублева» в легко узнаваемом облике совсем еще молоденького Михаила Кононова. Да панорама российской земли с высоты птичьего полета трогает душу всеохватной простотой...
И все же специфика трагикомического отражения одного из вечных сюжетов российской мифологии передана театром глубоко и многогранно.

Театр драмы и комедии «ФЭСТ» из города Мытищи показал в Химках комедию И.С.Тургенева «Завтрак у предводителя» в постановке И.Хватской и сценографии И.Титоренко.
Авторитетный и популярный коллектив, с явным трудом разместившись на крохотной площадке «Нашего дома», играл на сей раз, кажется, не рассчитав усилий, отчего возникло какое-то суетливое напряжение в комедии, где и без того все определяется нагнетанием игрового ритма - от расслабленности к стремительному галопу.
Интонационно спектакль выстроен по преимуществу на педагогических задачах сыграть возраст, эпоху, освоить жанровую специфику старого театра.
Лучше других это получается у С.Гришакова, чей старый вояка Алупкин честно пытается вникнуть в логику сварливой бабы, третий год морочащей весь уезд своим разделом с братом. Занятны также бедный помещик Мирволин А.Конивца, исполненный священного ужаса и искреннего любопытства, а еще сыгранный П.Конивцем судья Суслов, озабоченный возможностью спокойно позавтракать. Сохраняет значительность в этой суматохе и бывший предводитель Пехтерьев Ф.Халяпова своей лукавой иронией и умением дождаться выгодного для себя поворота событий.
В остальном спектакль остается комедией положений, где все определяется способностью увлечься «искусством интриги», сколь бы суматошной и поверхностной она ни выглядела (статья приведена в сокращении)

Александр ИНЯХИН
Страстной бульвар, 10, № 6-106/2008 г.

Сказ о Левше и стальной блохе

Привычно думать, что «Левша» Николая Лескова на сцене - это что-то скучное из школьной программы по литературе. Но одноимённый спектакль Химкинского театра «Наш дом», проходивший на камерной сцене ФЭСТа, - весьма занимательное и совсем не скучное зрелище.

Перед зрителем восстаёт стилизованная, лубочная Русь с ярмарками, скоморохами, зазывалами... Декорации, костюмы, озорная игра актёров словно уводят в детство. В том числе в детство театра - к балаганному действу, скоморошьему представлению. Но здесь стоит упомянуть, что «Левша» «Нашего дома» - эклектичная комедия, то есть соединяющая в себе несколько различных понятий. Так, в спектакле сплелись лесковская атмосфера и современная жизнь. Язык праотцов, русские песни балалаек и жалеек соседствуют с эмблемами современных футбольных команд, итальянскими спагетти и видами современной бани-сауны, где можно не только грязь с себя смыть, но и телом, так сказать, отдохнуть. Отдельно здесь хочется упомянуть блоху (играет Ирина Крохина), которая, соскучившись в коробке, очень хотела размять свои лапки и, выражаясь современным языком, «отжигала не по-детски». Пластике актрисы можно просто позавидовать, ведь большая часть её роли состояла именно из танца, причём в эти моменты зрители концентрировались лишь на блохе, выхваченной светом из темноты, в которую погружалась сцена.
При чём же здесь театр драмы и комедии «ФЭСТ»? - справедливо спросите вы. - Ведь театр «Наш дом» - из Химок. Дело в том, что из 14 актёров, занятых в спектакле, двое фэстовцев - Сергей Гришаков, сыгравший главную роль - Левшу, и Сергей Метёлкин, которому досталось три персонажа - Александр II, официант и полшкипер. За исполнение роли Левши С.Гришаков, кстати, недавно стал лауреатом II Международного фестиваля «Театральная неделя в Химках». И небезосновательно, так как Сергей сыграл мастера «с человечкиной душой» великолепно.
Ещё одним колоритным персонажем постановки является донской казак Платов (играет Андрей Осипов) - истинный патриот, вечно говоривший царю Николаю: «У нас не хуже могут» в ответ на восторги самодержца, адресованные заморским чудесам. Старый вояка на протяжении всей постановки рубит правду-матку... что по царям, что по чиновникам, разъезжает повсюду со своими казаками в тележечке, поёт, палит из орудий.
В общем, современная интерпретация древнего сказа удалась. И вроде бы весь спектакль зритель веселится, восторженно замечая удачные находки режиссёра-постановщика и звукорежиссёра, чья работа не могла остаться незамеченной - настолько точно были подобраны все песни, но в конце действа наступает печаль о несчастном Левше, безвинно погибшем в самодержавной конкуренции (статья приведена в сокращении)

Светлана Н0СЕНК0ВА
"Калининградка", 26 апреля 2008 г.

И 20 лет спустя вместе, или Как будущие космонавты стали актёрами

Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» - яркий пример того, как «физики» могут стать «лириками». Причём окончательно и бесповоротно. История этого театра настолько невероятна и удивительна, что в неё трудно поверить. Бессменный художественный руководитель театра, один из его основателей, заслуженный артист России Игорь ШАПОВАЛОВ и сейчас считает создание «ФЭСТа» чудом. И действительно - это первый случай в нашей стране, когда из студенческого театра родился профессиональный.

Точная дата рождения театра потерялась во времени. Но это событие произошло абсолютно точно весной, ровно 20 лет назад.
- Мы были зарегистрированы как театр в 1988 году, - рассказывает Игорь Александрович. - Сначала было принято решение Малого совета депутатов Мытищинского района. Затем шёл процесс регистрации - достаточно сложный. Вся эта процедура заняла больше месяца. Первоначально мы собирались отметить свой юбилей в апреле, но решили перенести торжество на май и совместить его с премьерой спектакля «Женитьба» по пьесе Н.В.Гоголя. Поскольку замысел этой постановки в том, что в спектакле будут заняты те актёры, которые 20 лет назад этот театр начинали. Мы долго выбирали подходящую пьесу. Нам хотелось взять русскую классику. Да ещё чтобы пьеса была и проблемной, и достаточно лёгкой по восприятию. А также, чтобы в ней роли по количеству и типажам совпадали с нашими актёрами. Ставит этот спектакль замечательный режиссёр Александр Каневский. Это уже вторая его постановка в нашем театре. Первая в начале этого сезона оказалась очень удачной. Он поставил музыкально-поэтическую фантазию «Марютка и поручик» по стихотворной поэме Юрия Юрченко, написанной по мотивам повести Бориса Лавренёва «Сорок первый». В своё время повесть не раз экранизировалась, самый знаменитый фильм был снят в 1956 году Григорием Чухраем. Поэтическая версия Юрия Юрченко была написана более 30 лет назад, но мы были первым театром, кто её поставил.
- А все ли артисты, которые создавали театр, остались в труппе?
- Ушли двое. У нашего театра очень богатая история. И началась она гораздо раньше 1988 года, когда он был уже зарегистрирован как профессиональный городской театр. Помните, в конце 70-х годов прошлого века было сильно развито движение студенческих театров эстрадных миниатюр (СТЭМов). Тогда как раз и был создан Агиттеатр «ФЭСТ» в Московском государственном лесотехническом институте, а ныне Университете леса. Мы все учились на факультете электроники и системотехники. Первые буквы названия факультета и дали название театру - «ФЭСТ». Это было в 1976 году. Через год после создания театра в него пришёл я. Старики, как мы их называли, которые начинали это дело, со временем окончили вуз и ушли. Но театр так разросся, что у нас там числилось более 200 человек. Мы много экспериментировали, создали студии. Вели, можно сказать, профессиональный отбор актёров, они у нас проходили студийную подготовку и только после этого зачислялись в основной состав. Он насчитывал более 60 человек. Когда родилась совершенно безумная идея - создать профессиональный театр, мы ещё не понимали во что ввязываемся. На это можно было решиться только по юности, по незнанию. На общем собрании решали, кто хочет в этой авантюре участвовать. Я был немного постарше остальных актёров. К тому времени уже окончил вуз и начал учиться на режиссёрском факультете в Московском государственном институте культуры. Я понимал, что все наши мечты возможны только через обучение. Без серьёзной школы было нереально всё это затевать. Для начала надо было создать коллектив. Тогда 20 человек согласились участвовать в этом эксперименте. Два года мы работали как СТЭМ, репетиционная база у нас так и оставалась в студенческом клубе лесотехнического института. Я для этого специально стал его директором. После того как театр был зарегистрирован в 1988 году, два года мотались по всем городам и весям, проехали всю Россию от Сахалина до Калининграда с гастролями. Выступали вместе с популярнейшими артистами Андреем Макаревичем, Филиппом Киркоровым, Геннадием Хазановым, Михаилом Задорновым. Но представления наши в основном были эстрадного толка. Нам всем стало очевидно, что нужно учиться. И когда удивительным образом удалось с руководством Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина решить вопрос о просмотре, мы отобрали наиболее способных ребят, жаждущих изменить свою жизнь. 14 человек поступили, один ушёл в процессе учёбы, и один после окончания.
- Вы тоже учились вместе с ними?
- Да. Наш курс вёл художественный руководитель, легендарный режиссёр, заслуженный деятель искусств России, профессор Семён Аркадьевич Баркан. В общем-то, это во многом благодаря его решению стало возможным обучение целевой группы. Мы-то были молодыми, не понимали, что делаем. А как он, опытный человек, отчаялся на это дело - удивительно. Ведь тогда существовал запрет Министерства культуры СССР на групповое обучение. И как нам удалось добиться разрешения, тоже невероятно Я никогда не забуду знаменательную дату - 7 июня 1990 года. Именно с этого момента мы начали путь в профессиональное искусство. Семён Аркадьевич предложил мне, поскольку я уже к этому моменту окончил МГИК, стать его ассистентом. Но я посчитал, что мне ещё рано идти в ассистенты. И потом был такой состав педагогов, который нам собрали на курсе - и по речи, и по движению и по истории театра, - что очень хотелось учиться. Я нисколько об этом не жалею. Так что у меня три высших образования. И я не один такой в театре, у нас есть Игорь Ильин, который после училища ещё окончил факультет кинорежиссуры в Институте современного искусства. А из тех, кто поступил в училище им. М.С.Щепкина, семь окончили его с красным дипломом.
- А молодёжь в вашем театре есть?
- Конечно. Те 12 человек, стоявшие у истоков театра, активно заняты в репертуаре, являются ведущими актёрами. Но общий состав труппы - 28 человек. У нас есть заслуженные артисты РФ Дмитрий и Татьяна Полянские, Игорь Бондаренко, Антон Кузьменко и заслуженные артисты Московской области - Нана Осипова, Фарид Халяпов, Игорь Калагин, Игорь Ильин. И, конечно, молодые актёры, без пополнения труппы театр не может существовать. Тот творческий эксперимент Щепкинского училища, в котором мы участвовали, оказался удачным. Наш курс был признан лучшим за десятилетие. Художественный совет училища принял решение этот эксперимент продолжить и набрать ещё один целевой курс для нашего театра с тем, чтобы у «ФЭСТа» была укомплектованная труппа. В 1996 он был набран. Ребята окончили училище в 2001 году и влились в состав театра. Правда, со второго набора не все остались в театре. Мы ещё позже добирали актёров. В течение последних 10 лет ведём ежегодное прослушивание выпускников Щепкинского и Щукинского училищ, ГИТИСа, школы-студии МХАТ и других театральных школ, не только Москвы. За все эти годы мы взяли в труппу всего четырёх человек, двое из них впоследствии ушли. Последнее прослушивание было 2 месяца назад. Очень удачное - мы пригласили на работу трёх молодых актёров.
- Насколько я понимаю, актёры театра, в том числе и вы, поступая в лесотехнический институт, вообще-то мечтали совсем о другой судьбе?
- Вы совершенно правы. В лесотехническом институте нас готовили как специалистов для одной из самых престижных отраслей - космической промышленности. Выпускники факультета электроники и системотехники получали распределение в Центры подготовки космонавтов и управления полётами. Была даже возможность попасть в отряд космонавтов. В частности, некоторые космонавты - выпускники лесотехнического института. Не буду говорить за других, но у меня действительно была настоящая мечта. До поступления в институт я учился в спецшколе при ДОСААФ и прошёл начальную лётную практику. Поначалу я собирался поступать в лётное училище. Но, узнав о «ФЭСТе» и возможности попасть в отряд космонавтов, выбрал его.
- Почему же отказались от своей мечты?
- Иначе как наваждением назвать то, что произошло, не могу. Я ведь совершенно случайно попал в СТЭМ. Ранее меня никогда не интересовал любительский театр, я считал несерьёзным тратить своё время на это. Но как-то был свободный вечер и мой приятель по общежитию меня затащил туда. Я пришёл и влюбился в это дело, которое и определило мою дальнейшую судьбу. Был такой момент в моей жизни, когда передо мной встал очень непростой выбор. Заканчивая лётную стажировку, а проходил её в Тарту, в Прибалтике, на самолётах ИЛ-76, я получил приглашение от руководства части прийти к ним офицером. Это было лестное предложение. Карьерное начало прекрасное. Передо мной стоял выбор - принять это предложение и осуществить свою детскую мечту, связанную с авиацией или же уйти фактически в никуда... Я понимал, что это безумие. Но что-то не давало покоя. Почему я решился выбрать такой путь, и сейчас не могу себе объяснить. Хотя и сейчас болею этой мечтой. К счастью, иногда мне удаётся полетать на спортивных самолётах.
- А как же обязательное распределение для всех выпускников вузов, существовавшее в СССР? Как удалось вам и другим выпускникам выбрать место работы по собственному желанию?
- Если бы мы стали работать по распределению, в разных городах, на разных предприятиях, театр бы сразу распался. Пытаясь спасти коллектив, мы пошли на очередной безумный шаг. Написали письмо министру общего машиностроения СССР с просьбой дать всем фэстовцам-театралам свободное распределение. Мотивируя это тем, что они очень талантливые ребята и им неплохо было бы заниматься искусством. Каким-то чудом это письмо действительно попало к министру, и он принял положительное решение. Когда ректор нашего института профессор Александр Обливин, который поддерживал наш театр и любил наши постановки, получил письмо из министерства с резолюцией о свободном распределении, он сначала разгневался. А потом даже восхитился нашей непосредственностью. Со мной же произошла другая история. Во время учёбы я ещё умудрился сделать комсомольскую карьеру, хотя никогда не стремился к этому. В конце первого курса меня выбрали секретарём курса. Затем секретарём факультета. Я внештатно работал в областном комитете комсомола по линии студенческих строительных отрядов. Когда шло распределение, Мытищинский горком комсомола прислал на меня запрос с тем, чтобы меня распределили секретарём комитета комсомола машиностроительного техникума. Я согласился, чтобы иметь возможность играть в театре. А затем уже перешёл работать директором студенческого клуба лесотехнического института. В течение 10 лет, вплоть до 1995 года, когда было принято решение о передаче нам бывшего кинотеатра «Родина» в г. Мытищи, театр «ФЭСТ» существовал именно в этом клубе.
- Игорь Александрович, а вы сами ставите сейчас спектакли?
- Да, но времени крайне мало, к сожалению. Я являюсь ещё и начальником Управления культуры Мытищинского района, так что приходится заниматься и другими учреждениями культуры района, не только театром.
- Какие постановки для вас наиболее дороги?
- В последние годы - «Чума на оба ваши дома» по пьесе Григория Горина. На мой взгляд, наиболее удавшаяся постановка. Но одним из самых значимых для меня остаётся спектакль «Трудно быть Богом». С ним связана тоже удивительная история. Ещё до того, как театр был зарегистрирован, возникла идея поставить драматический спектакль. Настоящий, большой. Чтобы было много действующих лиц. Мы решили найти пьесу, которую никто никогда не ставил. Набрались наглости и поехали к Стругацким, книгами которых тогда зачитывалась вся страна, и попросили у них пьесу. Самое невероятное, что они её нам дали. Она была написана по роману «Трудно быть Богом». Большего и желать было нельзя. Мы были очарованы этим романом. Как ни странно, первый блин был не комом. Получился хороший спектакль. И был первый невероятный успех нашего театра - люди «висели гроздями» на балконах и лестницах, спекулянты завышали цену на билеты в 10 раз. Билет за 50 копеек продавали по пять рублей! К сожалению, сами Стругацкие не смогли приехать на спектакль. Это была моя первая постановка в «ФЭСТе». Случилось это в 1986 году. И тогда мы все окончательно заболели театром.
- Выходите ли вы на сцену в качестве актёра?
- Да, и считаю это важным, потому что иначе можно потерять форму. Художественный руководитель хоть иногда должен выходить на сцену как актёр, тогда лучше видны проблемы театра, труппы. Сидя в кабинете, многие из них не заметны. В силу занятости играю очень мало. Сейчас занят в двух спектаклях. Не могу претендовать на большее. Играю в «Мысли» - одном из самых сильных спектаклей нашего репертуара по пьесе Леонида Андреева. У меня там целых три роли, хотя и маленькие. Ставила этот спектакль Изольда Хвацкая, которая была нашим педагогом в Щепкинском училище. Также я задействован в самом шумном спектакле «Под небом Парижа» по знаменитой оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», на который трудно попасть.
- Чем запомнится вам и вашим зрителям двадцатый, юбилейный сезон?
- Я считаю, что сезон удачный. Мы открыли его премьерой «Убийство Гонзаго» по пьесе болгарского драматурга Недялко Йорданова. Взяв её за основу, я, как режиссёр-постановщик, предложил другую трактовку сюжета. Пьесу дополнили цитатами из произведений Шекспира. Это история о взаимоотношениях искусства и власти, о том, насколько искусство может быть прозорливым. И может помочь разобраться в каких-то проблемах будущего. Мы, как я уже говорил, выпустили ещё музыкально-поэтическую фантазию «Марютка и поручик» на большой сцене. На камерной сцене в феврале состоялась премьера спектакля «Чужие грехи» в постановке Игоря Панфилова по произведениям Аллы Змеенковой. И готовимся к премьере спектакля «Женитьба». Также начинаем работу над новым детским спектаклем. Четыре премьеры за сезон, я считаю, очень неплохо для муниципального театра. Вообще же в репертуаре у нас 19 спектаклей для взрослых и 8 - для детей. Да ещё мы провели в начале сезона уже третий Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера».
- Насколько известно, он и родился по инициативе вашего театра?
- Да, наш театр вышел с идеей проведения фестиваля городов-побратимов. Её активно поддержало руководство Мытищинского района и Министерство культуры Московской области. Первый состоялся в 2003 году. Второй пришлось перенести из-за пожара, случившегося в театре. Теперь он будет проходить раз в два года, чтобы не пересекаться с другим театральным фестивалем «Дорогами добра», который проходит в Подмосковье под эгидой Министерства культуры Московской области. В прошлом году в фестивальной афише было 12 спектаклей. Театры-участники - лауреаты многих фестивалей. Мы считаем, что нашим зрителям нужны такие фестивали. Вряд ли они поедут в Новосибирск или на Украину смотреть эти постановки. А спектакли, которые показываются на фестивалях, заслуживают внимания. Дивиденды от них не денежные, а морально-нравственные, духовные.
Когда мы только начинали работать, два года играли в пустых залах. Мытищи были совершенно не театральным городом. 10-12 человек присутствовали в 400-местном зале. Но мы для себя решили, что будем играть при любом количестве зрителей. Постепенно, даже больше через детские спектакли, люди, видя уровень наших постановок, стали приходить на вечерние спектакли. Зато теперь у нас аншлаги. И зрители приезжают даже из Москвы. Нам удалось раскачать театральную среду в городе таким образом, что ходят не только на нас, на известные имена, но и на спектакли тех театров, которые мы приглашаем.
- Каким вы видите дальнейшее развитие театра?
- Зрители ждут новых постановок, актёры - ярких, интересных ролей. Мечтаю о появлении новых интересных режиссёров в нашем театре. Труппа очень выросла. Театр изначально развивался как сложившийся коллектив и умеет звучать в ансамбле. Поэтому всегда приходится серьёзно решать, что мы ставим. Поднятая планка требует дальнейшего развития. Последующий спектакль должен быть сильнее предыдущего. Это очень подстёгивает.

Марина АЛЕКСАНДРИНА
Ежедневные новости Подмосковье, 21 мая 2008 г.

| К списку статей о театре |
К списку статей о театре

Театр драмы и комедии "ФЭСТ". Официальный сайт

Гостевая книга
На главную страницу