Фрунзе. Городская энциклопедия. Ю.

<< | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | >>

"Юный программист", или 30 лет спустя

Игорь Янковский, апрель 2008 г.

Компьютеризация 61-й школы началась еще при нас - когда в 1977-м году "спонсоры" подарили школе машину "Проминь". Её поставили в одном из классов, и все развлекались тем, что нажимали кучу кнопок на пульте (кнопки были, как в советских кассовых аппаратах), а затем нажимали на сброс, и все кнопки с громким щелчком возвращались в начальное положение. Чтобы этого не было, очень скоро сделали крышку, и компьютер потерял свою последнюю привлекательность. Включенным я его никогда не видел. И только совсем недавно узнал, что "Проминь", созданная еще в 1959-м году, была фактически первой советской персоналкой - "личной вычислительной машиной для инженеров" - и прообразом уникальных не только в СССР, но и во всем мире серии машин "МИР".

Осенью того же 1977-го года Фрунзенский политехнический институт организовал серию лекций для школьников 61-й школы (мы тогда учились в девятом классе). Первая лекция вызвала невероятный интерес. Было такое впечатление, что в аудитории политехнического института собралась вся школа. Самую первую лекцию прочитал Аскар Акаевич Акаев, тогда заведующий кафедрой АСУ и ВТ (автоматизированные системы управления и вычислительная техника), будущий первый президент независимого Кыргызстана. В дальнейшем лекции читал Борис Моисеевич Раппопорт, а практическую часть всегда вёл Александр Леонович Гофман - преподаватели кафедры АСУ и ВТ. После теоретической части нас повели в машинный зал и показали, как "Наири-К" считает всякие разные вещи. Больше всего всех потрясло, когда на запрос "tg 45°=" машина выдала что-то вроде 1,0000000053. О точности компьютерных вычислений тогда мы не имели ни малейшего представления, поэтому мнение компьютера, что тангенс 45 градусов всё-таки не совсем равен единице, всех потрясло. Распечатка с этими результатами на следующее утро ходила по всей школе. Жалко, что не удалось сохранить.

Потом энтузиазм как-то угас, и до практических занятий "дожили" всего лишь пятеро - Жора Мирошниченко и Слава Якубёнок из параллельного класса, Бакыт Рахимов, Миша Шмагайлов и я - из нашего "Д". Освоили потихоньку компьютеры, стали помогать и местным сотрудникам - работали вместо операторов за "Консулом 254", а заодно даже и консультировали некоторых студентов. У каждого появились свои "глобальные" компьютерные проекты. У меня это была реализация игрушки "Быки и коровы" и программа-статистика выступлений советских футбольных команд в еврокубках. У Жоры - что-то планетарных масштабов, он даже свои результаты в какой-то журнал отсылал. В Политехе освоились, часто приходили туда сразу после школы (благо, рядом) и оставались до глубокого вечера. К сожалению, все распечатки остались в Бишкеке, я их давно уже не видел. Не знаю, может быть, уже и не сохранились. Язык "ап" - основной язык, на котором работала "Наири-К" - это что-то среднее между Бейсиком и Фортраном-2. Для несложных технических расчетов, впрочем, вполне хватало.

Когда возникло само название "Кружок "Юный программист" - не помню, об этом лучше спросить у Саши Гофмана. Саша ведь и был инициатором создания "Юного программиста", получив полную поддержку и Аскара Акаевича Акаева, и Ефима Борисовича Якира (формально - завуча, а фактически - директора 61-й школы). Кстати, сам Александр Леонович в сентябре 1975-го года стал первым официальным школьным преподавателем программирования в Киргизии (и одним из первых - в СССР).

Прошла зима, весна, а летом надо было отрабатывать то ли неделю, то ли две недели в колхозе. После 8-го класса мы пропалывали... внимание! Тополя!!! А точнее, их десятисантиметровые черенки в садоводческом совхозе на севере Фрунзе, туда нас от школы и обратно возил автобус... впрочем, туда можно было доехать и на городском транспорте. А вот после 9-го класса надо было выезжать и на неделю (или на две недели? - тоже уже не помню) целиком. Не помню, кому в голову пришла такая светлая идея - заменить работу в колхозе работой оператора в компьютерном зале. Школа согласилась! К нашему огромному удовольствию. Во-первых, работа максимум четыре часа в день - мы ведь еще были детьми :-). Во-вторых, в дикую фрунзенскую летнюю жару даже просто сидеть в зале с работающими кондиционерами (напоминаю, это 1978-й год, домашний кондиционер - вообще немыслимая вещь, да и на работе радуйся, если у тебя на столе вентилятор стоит) - одно удовольствие. В-третьих, есть разница между работой в поле и работой в компьютерном зале, как никак. Вот, поработали.

В соседнем с "Наири" зале стояли две машины "МИР-2". Название у них было именно такое, только прописными буквами - потому как сокращение от "Машина для инженерных расчетов". С графическими дисплеями (со световым пером!) и с очень экзотическими носителями информации - магнитными картами (по размеру как перфокарта, но с обоих сторон целиком покрытые магнитным слоем). Особо сильно "МИР-2" мы не освоили - запомнилось, что текст программы на алголоподобном языке АНАЛИТИК был абсолютно нечитаем - все операторы шли друг за другом как бы одной строчкой и без пробелов, и только ограниченность ширины экрана (или каретки машинки) приводила к переводу этой строчки на следующую, при этом в совершенно произвольном порядке. Т.е., ни о какой структуризации текста программы не могло быть и речи. Зато некоторые программы выводили на дисплей забавные картинки - когда цветочек, а когда и фигу :-)

И тоже совсем недавно я узнал историю "МИРов". Подробнее о них можно почитать вот тут. Но достаточно сказать, что МИР-1 был в 1967 году куплен компанией IBM - для анализа возможностей принципиально новых схемных решений. А в начале 70-х некоторые французские компьютерные фирмы вместе с английской PDP обратились к СССР с предложением о создании совместной европейской системы ЭВМ – на европейской элементной базе и советских конструкторских разработках, реализованных именно при создании "МИРов". Но отечественная разведка уже заполучила чертежи новой американской машины IBM-360. И Политбюро ЦК КПСС приняло решение о централизации разработок ЭВМ по всему Советскому Союзу, да и вообще по всем странам соцлагеря - по клонированию американского творения (так и появились компьютеры серии ЕС). Это решение фактически уничтожило ряд весьма успешных творческих коллективов – прежде всего в Киеве, а также в Армении (машины серий “Наири” и “Раздан”), и еще в нескольких институтах. С машинами МИР было фактически в одночасье покончено. Возможность получить приоритет в создании массовых персональных ЭВМ была потеряна. А жаль... Ведь судя по взятым темпам совершенствования машин серии МИР, можно было ожидать появления киевских “персоналок” уже к концу 70-х - началу 80-х годов - лет этак на пять раньше, чем в США...

Но вернемся в 1978-й год. В 10-м классе уже стали ходить в Политех реже - всё-таки выпускной класс, и нагрузка в школе была побольше, чем в 9-м. Но всё же и мы не забывали Политех, и они не забывали нас. Как-то получилось, что нам уже стали выдавать время на EC-1020 - тут уже пошел полноценный Фортран-IV. А мне удалось в книжном магазине нашего 4-го микрорайона купить ценнейшую по тем временам книжку - "Программирование на PL/I". И наблюдать после этого за реакцией сотрудников Политеха, которые спрашивали нас, на чем мы пишем свои программы. После ответа: "На PL/I" собеседник смотрел с совершенно неподдельным интересом и уважительно говорил: "А-а-а-а..." :-) Правда, при попытке первой трансляции на PL/I я сильно "лажанулся" - все отведенные нам десять минут транслятор категорически не хотел вызываться. Оказалось, что на перфокарте в названии языка надо было набивать последним символом не цифру "1", а прописную латинскую букву "I" (точнее, римскую цифру "один"). Александр Леонович Гофман в тот год женился и переехал в соседний дом в 4-м микрорайоне. Времени для общения стало больше.

Кружок нам дал очень и очень многое. Программирование, хоть и не стало моей основной специальностью, но фактически я с ним связан всю жизнь. Институт, диссертация, хоть и по аналитической механике (движение вокруг центра масс) - но она немыслима без программирования, вся теория должна была проверяться расчетами. Работа - так получилось, что всё время после окончания аспирантуры я связан с базами данных. И, хоть и не программист, но программировать умею. Приходится это делать и самому, и проверять программный код других. А тогда, в 1979-м... Наш факультет управления и прикладной математики хоть и был самый "программистский" на физтехе (у нас начинали учить программирование сразу на первом курсе), но всё же практически для всех это было дело новое. А тут уже полуторагодовой опыт практической работы. Соответственно, можно было продолжать развивать свои навыки и умения.

Что не только я, но и многие из выпускников кружка "Юный программист" не без успеха :-) и сделали!



Основные технические характеристики поминаемых в заметке компьютеров

ЕС-1020 "Наири-К" МИР-2
Среднее время выполнения операций над словами, мкс:

сложения, вычитания с фиксиррованной запятой ... 20-30
сложения, вычитания с плавающей запятой ... 50-70
умножения с фиксированной запятой ... 220-350
умножения с плавающей запятой ... 480
деления с фиксированной запятой ... 400
деления с плавающей запятой ... 400
коротких операций (логических и управляющих) ... 20-30
Среднее время выполнения операций над 36-разрядными операндами, мс:

сложения ... 0,25-0,5
умножения ... 3,8-10
Среднее время решения основных задач, мин:

решение системы линейных алгебраических уравенний семнадцатого порядка ... 10

нахождение всех корней полинома седьмой степени ... 4

решение дифференциального уравнения первого порядка ... 2

аналитическое решение нелинейного дифференциального уравнения ... 1

Оперативная память:

емкость, кбайт ... 64-256
цикл, мкс ... 2
Оперативная память:

емкость, 36-разрядные слова ... 4096
цикл, мкс ... 24
Оперативное запоминающее устройство:

емкость, 13-разрядные слова ... 8192
цикл, мкс ... 12

Буферное запоминающее устройство:

емкость, 10-разрядные слова ... 4096
цикл, мкс ... 12


Постоянное запоминающее устройство:

емкость, млн. бит ... 1,6
цикл ... 4
Потребляемая мощность, кВ*А ... Не более 21 Потребляемая мощность, кВ*А ... 1,6 Потребляемая мощность, кВ*А ...4
Занимаемая площадь, м кв. ... 100 Занимаемая площадь, м кв. ... Не более 20 Занимаемая площадь, м кв. ... 20
<< | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | >>
К списку статей

Компьютерные проекты Александра Гофмана

Гостевая книга
На главную страницу
Яндекс.Метрика