Янковский Владимир Викторович (1926-1980)
Музыковед и композитор, член Союза композиторов СССР с 1961 года, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1975).
Родился 9 февраля 1926 года в городе Саратове в семье рабочего. В 1945 году окончил Ивановский сельхозтехникум и работал агрономом-садоводом в Ворошиловском районе Саратовской области. Стремление стать музыкантом оказалось решающим в его жизни, и в 1948 году Янковский поступает в Саратовское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение. В училище В.Янковский, кроме занятий по специальности (теория музыки), самостоятельно учится сочинять музыку. Успешно окончив училище, В.Янковский едет в Москву с целью поступить в консерваторию. Он был принят на историко-теоретический факультет и учился у таких прославленных педагогов и деятелей советской музыкальной науки, как С.Богатырев, Р.Грубер, Л.Мазель, С.Скребков, И.Способин. В 1957 году, получив диплом музыковеда-теоретика, молодой специалист приезжает в Киргизию и навсегда связывает свою жизнь с киргизским музыкальным искусством.
В.Янковский начинал работать педагогом теоретического отделения музыкального
училища
им. М.Куренкеева во Фрунзе. В последующие годы он заведует теоретическим отделением училища, совмещая работу в Союзе композиторов Киргизии
в качестве ответственного секретаря.
Он внес значительный вклад в дело воспитания музыкальных кадров республики. В музыкальную культуру республики пришли такие талантливые музыканты, в разное время обучавшиеся у него, как народный артист Киргизской ССР, композитор Э.Джумабаев, заслуженные артисты Л.Ярош, Б.Жандаров, Ч.Исабаев, Ч.Кожомжаров, композиторы лауреат премии Ленинского комсомола республики Ж.Малдыбаева, лауреат премии имени А.Малдыбаева С.Осмонов,
М.Бурштин, кандидат искусствоведения, музыковед К.Дюшалиев.
С 1967 по 1980 год В.Янковский работал старшим научным сотрудником сектора эстетики и искусствоведения
Института философии и права
Академии наук Киргизской ССР.
Долгие годы он также принимал участие в работе репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры республики. В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, В.Янковский продолжал писать научные статьи по проблемам киргизской музыки. Постоянно работал и как композитор. Им написаны камерно-инструментальные, симфонические сочинения, музыка к драматическим спектаклям.
Последняя музыковедческая работа В.Янковского - монография “Музыкальная культура Советской Киргизии”. Здесь впервые освещаются пути развития основных жанров и форм профессионального музыкального искусства республики за 60 лет (1917-1977 гг.)
Умер 7 февраля 1980 года.
Награжден Почетной грамотой Верховного Совета Киргизской ССР, медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970).
Немаловажное значение имеют и его работы по истории киргизской музыки, по теоретическому осмыслению музыкально-культурных явлений 60-70-х годов нашего столетия. Наряду с В.Виноградовым он был одним из первых, кто на уровне серьёзной науки осветил некоторые вопросы по изучению музыкального наследия великого Токтогула. А разделы по киргизской музыке в многотомнике "История музыки народов СССР" (тт. 3, 4, 5), изданном в 1972-1974 годах - одна из редких систематизированных работ в национальном музыковедении этого периода.
ОСНОВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Торжественная песня для солиста, хора и симфонического оркестра "Под знаменем отчизны моей" на слова А.Токомбаева (1961);
Увертюра на киргизские и русские темы для оркестра киргизских народных инструментов (1962);
Праздничная увертюра для симфонического оркестра (1967);
музыка к драматическим спектаклям: "Обжалованию не подлежит" Т.Абдумомунова (в соавт. с М.Абдраевым и Н.Давлесовым), "Незабываемые дни" Б.Омуралиева,
музыка для кукольных спектаклей “Лучше Ферды нет на свете” (1967), “Петушок и подсолнух" К.Мешкова (1970);
песни, романсы, хоры и камерно-инструментальные произведения.
ОСНОВНЫЕ ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ
Первенец киргизской оперы. - Сов. музыка, 1964, № 4, с. 154;
К вопросу об изучении музыкального наследия Токтогула. - В кн.: Токтогул - наш современник. Фрунзе: Илим, 1966, с. 17-22;
Композиторы Киргизии. - Фрунзе: Кыргызстан, 1967;
Разделы по истории киргизского музыкального искусства. - В кн.: История киргизского искусства (совместно с Б.Алагушовым). Фрунзе: Илим, 1971;
О некоторых интернациональных элементах в киргизском музыкальном инструментальном фольклоре. - В кн.: Национальное и интернациональное в искусстве. Фрунзе: Кыргызстан, 1973, с. 141-171;
Киргизская ССР (разделы по киргизской музыкальной культуре) в многотомнике "История музыки народов СССР", тт. 3, 4, 5. М.: Сов. композитор, 1972-1974 гг.;
Серьезная музыка и массовый слушатель. - В кн.: Искусство и человек. Фрунзе: Илим, 1981, с. 163-176;
Музыкальная культура Советской Киргизии (1917-1967 гг.) - Фрунзе: Илим, 1982. - 147 с.
НОТОГРАФИЯ
Прелюдия для фортепиано. На правах рукописи. Издание Музфонда СК Киргизской ССР. Фрунзе, 1968.
БИБЛИОГРАФИЯ
Алагушов Б. В.В.Янковский. - В кн.: Кыргыз композиторлору (Композиторы Киргизии). Фрунзе, 1964, с. 178-180;
Алагушов Б. Преданность музыке. - Сов. Киргизия, 1976, 10 февраля.
ИСТОЧНИКИ
1. Союз композиторов Киргизской ССР: Справочник /Сост. К.Молдобасанов; Авт. текста К.Дюшалиев, А.Пантелирейз, Т.Саламатов. - Ф.: Адабият, 1989. - 248 с.: ил.
2. Все о Кыргызстане. Сайт компании "Ареопаг".
Статья А.Г.КУЗНЕЦОВА (2012 г.)
Владимир Викторович Янковский вошел в историю киргизской музыки как видный музыковед, один из основоположников научного музыкознания в республике. Приехав в Киргизию в 1957 году после окончания Московской консерватории, он всю свою жизнь посвятил изучению киргизской народной и профессиональной музыки. Его перу принадлежит ряд фундаментальных исследований, десятки статей, опубликованных не только в Кыргызстане, но и за его пределами. В их числе – главы о киргизской музыке в изданной в Москве пятитомной «Истории музыки народов СССР», «Истории киргизского искусства», монография «Музыкальная культура Советской Киргизии (1917 – 1977)». Кроме того, Янковский проявил себя как даровитый композитор, автор целого ряда оригинальных сочинений, и педагог.
Владимир Янковский родился в 1926 году в Саратове в семье рабочего (позже его родители получили высшее образование, стали педагогами). После окончания школы-семилетки юноша поступил в сельскохозяйственный техникум. Время было тяжелое – шла кровопролитная война, отец ушел на фронт и вскоре погиб. Учеба в техникуме помогала как-то выжить, не умереть с голода. В год окончания войны Владимир завершил учебу. Молодой специалист был направлен на работу в село. Со своими обязанностями справлялся хорошо, и быть бы ему агрономом-садоводом, если бы не безудержная тяга к музыке. Еще в детстве Владимир научился играть на нескольких инструментах (домре, мандолине, скрипке) и часто музицировал в семейном ансамбле. Позже, во время учебы в техникуме был активным участником художественной самодеятельности. Уже в те годы он хорошо играл по нотам, легко подбирал на слух полюбившиеся мелодии, много читал, пытался сочинять.
Всё это привело его в 1948 году в Саратовское музыкальное училище. Основанное в 1895 году, оно славилось своими традициями и давало своим питомцам отличную профессиональную подготовку. И хотя Янковский не оканчивал музыкальной школы, он хорошо сдал вступительные экзамены и поступил на теоретическое отделение училища. Музыкальная наука давалась юноше легко, а в усидчивости и прилежании ему мог бы позавидовать каждый. Однако, кроме чисто теоретических дисциплин – теории музыки, гармонии, полифонии, анализа, музыкальной литературы – Владимир немало уделял времени игре на фортепиано и, особенно, композиции. Заканчивая училище, он уже был автором нескольких музыкальных опусов. Позже, в одной из автобиографий музыковед напишет: «В училище я самостоятельно занимался композицией, отдавая преимущество инструментальным ансамблям (квартет для деревянных духовых, струнный квартет) и оркестру. Сочиненные для симфонического оркестра “Вальс”, “Мазурка”, “Ноктюрн” исполнялись в концертах Саратовской филармонии».
Государственная аттестационная комиссия рекомендовала выпускнику продолжить образование в вузе, а поскольку в Саратовской консерватории композиторов не готовили, Владимир решил поступать в Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского. Все вступительные экзамены он сдал на «хорошо» и «отлично» и лишь по композиции получил «удовлетворительно». Однако, принимавшие экзамены преподаватели обратили внимание на способного абитуриента, и он был зачислен в вуз, но только как теоретик.
В 50-х годах в Московской консерватории предметы историко-теоретического цикла преподавали выдающиеся музыковеды – Р.Грубер, С.Богатырев, И.Способин, С.Скребков, Л.Рогаль-Левицкий и др. Их лекции были столь интересны и увлекательны, что студент, порой, забывал обо всем на свете и, стараясь не пропустить ни единого слова, записывал их в свои толстые тетради в клеточку. Автору этих строк, ученику Владимира Викторовича, довелось ознакомится с с ними. Написанные бисерным каллиграфическим подчерком, конспекты вполне могли заменить учебник – настолько они были полны и содержательны. А с учебниками в то послевоенное время было сложновато.
Пять лет учебы в консерватории – с 1952 по 1957 годы – были использованы Янковским чрезвычайно плодотворно. Он успевал не только хорошо учиться, но и ходить на концерты, в театры, музеи, принимать участие в общественной жизни консерватории, ее мероприятиях. Всё оставшееся время музыкант посвящал сочинительству. Он писал увертюру для русских народных инструментов, сюиту для симфонического оркестра, фортепианные пьесы.
Живя в студенческом общежитии, Владимир подружился со студентами из Кыргызстана – Т.Эрматовым, С.Медетовым, С.Мамбеталиевым, К.Айтыгуловым – они и уговорили своего товарища поехать после окончания консерватории работать к ним на родину. Более того, Янковский получил персональное приглашение от министра культуры Киргизии Казакбаева. Защитив на «отлично» дипломную работу по теме «О некоторых новых положениях в области гармонии и их претворении в педагогической практике» (научный руководитель профессор Л.А.Мазель) и получив диплом музыковеда, Владимир собрал вещи и, заехав ненадолго в Саратов, отправился в далекий и незнакомый Фрунзе. С тех пор этот город стал для него второй родиной.
По приезду во Фрунзе, Янковский сразу погружается в гущу музыкальной жизни республики. Молодой специалист преподает теоретические дисциплины в Музыкально-хореографическом училище им. М.Куренкеева и одновременно исполняет обязанности ответственного секретаря Союза композиторов Киргизии. Дел оказывается более чем достаточно: Янковский участвует во всех мероприятиях, проводимых Союзом, посещает концерты и театральные спектакли, пишет статьи и рецензии. Еще до начала учебного года он публикует статью об участии киргизских музыкантов во Всесоюзном конкурсе. Далее следуют рецензии на поставленную на сцене Киргизского академического театра оперы и балета оперу Л.Книппера «Мурат» и книгу В.Виноградова «Музыкальное наследие Токтогула». С увлечением работает Владимир Викторович и в училище. Помимо групповых занятий, он ведет кружок любителей музыки, знакомя своих учащихся с не входящими в учебные программы произведениями, учит их слушать и понимать музыку.
Такая интенсивная деятельность сказывается на здоровье музыканта. В начале 1960 года с острыми болями в области желудка он оказывается в больнице. Заключение врачей категорично: нужна срочная операция. Однако операция прошла неудачно – из-за ошибки хирурга началось сильное кровотечение. Пациента всё же удалось спасти, но его здоровье было безвозвратно потеряно – это ощущалось все последующие годы.
Однако, едва придя в себя, музыковед снова включается в привычный ритм работы, правда, от должности ответственного секретаря Союза ему пришлось отказаться. Тем не менее, связей с композиторской организацией не прерывает, а, наоборот, активизирует. В 1961 году Янковский становится членом Союза композиторов СССР, а год спустя создает одно из наиболее ярких своих сочинений – Увертюру на русские и киргизские темы для оркестра народных инструментов.
В музыкальном училище Янковский преподавал в течение десяти лет. Конечно, эта работа отнимала у него массу времени. «Отсутствие в Киргизии достаточного количества педагогов-теоретиков, – сетовал музыкант, – а отсюда – постоянная загруженность педагогическими часами (42 часа в неделю) мешает мне более широко развернуть работу как в области музыковедения, так и в области музыкального творчества, к которому я испытываю постоянное стремление». Тем не менее, и в сфере педагогики музыкант проявил себя как истинный профессионал, оставив о себе самую добрую память в сердцах многочисленных учеников. Вспоминает композитор и пианист
Михаил Бурштин:
– Когда я учился в училище, то гармонию нам преподавал директор А.В.Коханов. Я никак не мог постичь даже азы этой науки. Когда же его сменил Янковский, всё чудесным образом прояснилось. Владимир Викторович давал не только теорию предмета, а иллюстрировал все положения игрой на фортепиано отрывков или даже отдельных фрагментов известной музыки не только классиков, но и более близких нам по времени композиторов. Музыкальная эрудиция Янковского была очень широкой. Помню его сообщения на внеклассных собраниях с показом не всегда известной аудитории музыки с его комментариями и последующими обсуждениями, всегда интересными и содержательными. Со временем мы с ним обнаружили сходство в наших музыкальных вкусах и привязанностях и вообще, несмотря на разницу в возрасте, подружились.
Среди воспитанников Владимира Викторовича были многие видные киргизские музыканты самых разных специальностей – Э.Джумабаев, Ж.Малдыбаева, С.Осмонов, Ч.Исабаев, Б.Жандаров, Ч.Кожамжаров, К.Дюшалиев и многие другие.
В последующие годы Янковский трудился в самых разных сферах, входивших в компетенцию музыковеда: заведовал фольклорным кабинетом Союза композиторов Киргизии (в одной из экспедиций им было собрано более ста народных песен и кюу), занимал должность старшего редактора по музыке репертуарно-редакционной коллегии министерства культуры, систематически выступал в печати, как республиканской, так и общесоюзной (в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», газете «Комсомольская правда»). Сюда следует добавить и активную музыкально-общественную деятельность Янковского: он избирался членом правления на III, IV, V и VI пленумах республиканской композиторской организации, готовил отчетные доклады, выступал с сообщениями, не прекращая при этом критической деятельности и сочинительства.
Так продолжалось до 1967 года, когда музыковед перешел на работу в Институт философии и права Академии наук Киргизской ССР, где трудился до самой кончины. В 1967-1979 годах он еще преподавал по совместительству в только что открывшимся во Фрунзе Институте искусств, а затем полностью сосредоточился на научной работе. Сотрудничество с сектором эстетики и искусствоведения института философии и права, возглавляемого в ту пору известным ученым-философом, членом-корреспондентом АН республики Азисом Салиевым Янковский начал еще в 1966 году, выступив со статьей в академическом сборнике «Токтогул – наш современник». Теперь же, в соавторстве с Б. Алагушовым, он работал над разделом, посвященным музыке, фундаментального исследования «История киргизского искусства» («Илим», 1971).
Главным же трудом музыковеда стало исследование «Музыкальная культура Советской Киргизии)», увидевшее свет лишь после смерти автора в 1982 году. В этой монографии впервые в отечественном музыкознании были рассмотрены пути развития основных жанров и форм киргизской профессиональной музыки за пятьдесят лет (1917-1967), проанализированные многие оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические и камерно-инструментальные сочинения, дана музыковедческая оценка творчества видных представителей музыкальной культуры республики. Среди многочисленных публикаций музыковеда необходимо также выделить статьи «О некоторых интернациональных элементах в киргизском инструментальном музыкальном фольклоре» (в соавторстве с Б.Алагушовым), «Серьезная музыка и массовый слушатель», «Первенец киргизской оперы», «Композиторы Киргизии».
Как композитор Янковский наиболее самобытно проявил себя в инструментальных жанрах. В числе его лучших сочинений – «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, увертюра на русские и киргизские темы для оркестра народных инструментов, музыка к театральным постановкам, некоторые фортепианные пьесы. Музыке этих произведений присуща мелодическая свежесть, ясность и логичность формы, красочность гармоний. И еще одна немаловажная деталь: в музыке Янковского ощущается киргизский колорит. «Его собственные сочинения выдавали руку музыковеда-теоретика, – отмечает М.Бурштин, – но они были профессионально скомпонованными во всех отношениях».
В жизни Янковский был простым, скромным и добросердечным человеком. Несмотря на мягкий характер, он был тверд и принципиален в отстаивании своей позиции. Это был интеллигент в лучшем смысле этого слова – гуманный, образованный, хорошо воспитанный. Владимир Викторович говорил тихо, никогда не повышая голоса, всегда мог прийти на помощь, ценил дружбу и был надежным товарищем. В числе его близких друзей был пианист В.Фалковский, композиторы Т.Эрматов, А.Джаныбеков, В.Кончаков, хормейстер И.Никаноров.
Были у музыканта и увлечения. Так, приехав в Киргизию, он стал самостоятельно изучать киргизский язык и довольно преуспел в его освоении. В свободное время любил играть на скрипке или слушать музыкальные пьесы в исполнении выдающихся скрипачей, причем на слух мог определить тональность, хотя абсолютным слухом не обладал. А еще Янковский любил мастерить – вырезал печати, оттиски которых ставил на свои книги и ноты, изготовил приспособления для вычерчивания нотных линеек и т.п.
Вклад Янковского в развитие киргизской профессиональной музыки трудно переоценить. «Владимир Викторович был единственным русским музыковедом (после А.Затаевича и В.Виноградова), постоянно и серьезно занимавшимся изучением киргизской музыкальной культуры, – пишет соавтор Янковского по некоторым совместным работам, народный артист республики Б.Алагушов. – Он глубоко знал особенности киргизского национального музыкального языка. В своих работах Янковский зачастую выступал как первооткрыватель многих фактов, как ученый, разрабатывающий не тронутую ранее тематику».
Все награды Янковский получил заслуженно, а это – Почетная Грамота Верховного Совета Киргизской ССР (1966), медаль «За доблестный труд» (1970), почетное звание заслуженного деятеля культуры республики (1975). Однако главной наградой музыковеду была любовь и признание друзей, знакомых, многочисленных коллег по музыкантскому цеху, учеников, а их у Владимира Викторовича было немало. Его монография и статьи по киргизской музыке, хранящиеся в наших библиотеках и ставшие уже библиографической редкостью зачитаны до дыр. По ним учатся студенты, к ним обращаются специалисты. Они и сегодня нужны людям. Разве не в этом высшее предназначение человека – быть нужным обществу, людям?
А.Г.КУЗНЕЦОВ, музыковед,
заслуженный деятель культуры КР,
профессор КРСУ
|