Пресса о театре "ФЭСТ". Из домашнего архива. 2006 г.

Пресса о театре "ФЭСТ". Из домашнего архива. 2006 г.

<< | К списку статей о театре | >>

Там, где театр

Близится к завершению реконструкция муниципального театра «ФЭСТ». Этот объект очень важен для Мытищ в градостроитель­ном отношении. Сейчас разрабатывается проект благоустройства площади перед театром.

Здание муниципального театра расположено в самом центре города, на площади Мира. Правда, об этом мало кто знает - официальное название площади отчего-то не закрепилось в сознании людей. Чаще говорят «площадь около администрации». Иногда ее называют «Центральная», старшее поколение употребляет название «площадь Ленина». К вопросу о нюансах восприятия: глава Мытищинского муниципального района А.Е.Мурашов сказал, что если люди после завершения реконструкции «ФЭСТа» станут говорить: «районная администрация расположена там, где театр», это будет совсем неплохо. Пока дело обстоит как раз наоборот. Напомним, что здание городского драматического театра строится на базе реконструкции бывшего кинозала. О свободном полете архитектурной мысли здесь вряд ли можно говорить. Тем не менее автор проекта реконструкции достойно справился с поставленной задачей. Сейчас работы по возведению пристройки со стороны улицы Щербакова вошли в завершающую стадию, ясно вырисовывается общий силуэт, можно получить представление о цветовом решении фасадов. Здание получается солидным и элегантным, в этом нет сомнений. Вопрос в том, сможет ли оно выполнять функции архитектурной доминанты площади Мира, а значит - и всей центральной части города? Как сказал глава района, «У людей должно быть желание сюда прийти независимо от того, есть сегодня спектакль или нет».

Очень многое можно сделать средствами благоустройства. В предложенном для обсуждения эскизе реконструкции сквера перед театром за основу взята уже сложившаяся планировочная структура. Памятник В.И.Ленину останется на своем привычном месте, это часть истории нашего города. Сохранятся и старые деревья ценных пород - хвойники и липы. Центральная часть сквера будет вымощена плиткой, по обеим сторонам предполагается устройство газонов, «прорезанных» пешеходными дорожками. Перед входом в театр разместится открытое кафе, невдалеке планируют поставить цветочный павильон, который, помимо основного назначения, будет выполнять функции малой архитектурной формы. Главным композиционным акцентом театрального сквера должен стать фонтан. Он разместится на месте большого цветника за памятником В.И.Ленину. Это будет довольно масштабное сооружение с бассейном 20 на 10 метров. Возможно, фонтан будет музыкальным: есть технологии, позволяющие соотносить мощность водяной струи с высотой и интенсивностью звука. Зрелище, надо сказать, завораживающее, особенно в вечернее время, когда эффект подкрепляется цветной подсветкой.

Вопрос об освещении заслуживает специальной проработки. Сегодня свет является полноправным элементом как «большой», так и «малой» архитектуры - в этом мы имели возможность убедиться на примере вечерней подсветки нового храма. Мощный световой акцент на главный фасад театра станет важным элементом композиции площади. Есть смысл подумать над оформлением входной группы.

Обсуждение благоустройства театрального сквера вылилось в дискуссию о формировании центра города. Если вдуматься, это достаточно сложное понятие. Административный центр того или иного поселения далеко не всегда совпадает с исторически сложившимся общественным центром. Имеют значение планировочная структура и транспортная схема, архитектура зданий и уровень благоустройства улиц. В идеале все эти факторы должны совпасть, тогда прогулка по центру родного города будет восприниматься как праздник.

А.ГОРБАЧЕВА
"Родники", 03 февраля 2006 г.

Второе открытие театра

В минувшую среду в театре драмы и комедии «ФЭСТ» был большой съезд гостей. После пожара и последующего ремонта вновь открылись двери театра для зрителей.

В ходе ремонта было решено обновить интерьеры. Зрительный зал и фойе второго этажа совершенно преобразились. Сине-красно-желтая гамма в сочетании с ярким светом на­страивает на праздничный театральный лад.

Первый после восстановления театральный сезон намеренно был открыт не премьерным спектаклем «Солнцеликий», а творческим вече­ром, теплой встречей друзей. Беда, случившаяся с театром, никого не оставила равнодушным. Уже на другой день после пожара мытищинцы прихо­дили разбирать завалы, предлагали свою по­мощь. Множество организаций оказали театру финансовую поддержку. Огромную работу прове­ла администрация района. Благодаря ее усилиям театр был возрожден из пепла менее чем за два года. Полтора десятка строительных организа­ций помогали восстанавливать «ФЭСТ». Театр поддержали коллеги, предоставившие артистам свои сцены. И в этот первый вечер в адрес друзей театра звучали слова самой искренней благодар­ности.

Веселые номера театрального капустника перемежались с выступлениями официальных лиц. Возрожденный театр приветствовали пред­седатель Совета депутатов Мытищинского му­ниципального района Г.И.Киселев, председа­тель Совета депутатов городского поселения Мытищи Е.А.Панов, депутат Московской обла­стной Думы И.Д.Жук, председатель Ассоциа­ции руководителей предприятий Ю.Н.Казанов. От имени строителей заместитель директора генерального подрядчика А.В.Алексеев пере­дал театру символический ключ.

Поздравить театр с открытием приехали друзья-артисты - лауреаты «капустного» театрального фестиваля «Веселая коза» в Ниж­нем Новгороде. Приятным завершением вечера стало выступление давнего друга «ФЭСТа» ак­тера, режиссера, композитора, певца Олега Анофриева.

А.УРАЛОВА
"Родники", 03 февраля 2006 г.

Солнце, которое мы не замечаем

Театр «ФЭСТ» открыл свой поздний театральный сезон долгожданной премьерой. Она всколыхнула мытищинских театралов.

ОБ АВТОРЕ. Михаил Булга­ков сейчас востребован и актуален как никогда. В его пье­се «Кабала святош», переде­ланной из его же романа «Жизнь господина де Мольера», есть все - жизнь и смерть, противо­стояние художника и власти, не говоря уже о реалиях Фран­ции времен короля-солнце Лю­довика XIV и костюмированной театральности - фижмы, кам­золы, букли, парики.

О постановщике. Владимир Агеев, мытищинец, входит в пятерку лучших театральных режиссеров столицы. Лауреат театральных премий «Чайка» и «Золотая маска». Убежденный сторонник театра Васильева. В каждой своей постановке Аге­ев стремится докопаться до сути образов, философски ос­мысливает и обобщает их, сво­дя к неким архетипам.

Пьеса Булгакова представ­ляет собой благодатное поле деятельности для постановщи­ка, ибо конфликт искусства и жизни, творца и власти вечен и неизбежен. В этой точке автор и режиссер сходятся. Расхо­дятся они в другом: по Булгакову - творец должен властвовать над миром, по Агееву - творец властво­вать не может. Его власть пассивна, но действенна. Она сродни солнцу, которое мы не замечаем, но без которого не было бы жизни на земле. Недаром поста­новка Агеева называется «Солнцеликий». В ней нет прямых указаний на время происходящих событий: истинный художник всегда и везде противостоит вла­сти, любой, будь то королевская Франция или социа­листическая Россия.

Свое понимание этого общемирового конфликта Агеев выразил в спектакле двояко. Сначала посред­ством буффонады, почти цирка, потом - через высо­кую трагедию, которой неизбежно заканчивается про­тивостояние художника и власти.

Актеры «ФЭСТа» - благодатный материал (в хоро­шем смысле слова) для театральных эксперимен­тов и вполне прилично справляются с задачей, по­ставленной режиссером. Каждый персонаж несет оп­ределенное смысловое начало: сатирическое - король (А.Кузьменко), трагическое - Мадлена (Т.Полянская), роковое - епископ (А.Аптовцев), комическое - Бутон (С.Гришаков), гротесковое - косноязыч­ный персонаж с цирковым шамберьером (С.Хапров). По ходу действия все это обрастает еще фантасмагориями в духе «Мастера и Маргариты».

Образ Арманды представлен в трех ипостасях - актриса, муза, ее прояв­ления, а можно - милое дитя, возлюблен­ная, соблазнительница, или - девочка, де­вушка, женщина. Три актрисы А.Чебакова, Н.Ларюнина, А.Баринова, исполняю­щие эту роль, хорошо справляются со своей задачей, но именно оттого, что об­раз раздроблен на три части, единого це­лого не получается.

Зато Мольер (И.Бондаренко) целен и органичен во всех проявлениях своего ха­рактера. Он по-детски наивен, по-юно­шески влюблен, по-христиански смиренен, щедр, когда есть Деньги, добр - всегда. Он комичен и трагичен, унижен и возвышен. Он растоптан - при жизни. Он вознесен до небес - после смерти.

Владимир Агеев представил свою интерпрета­цию Булгакова. Спорную, интересную, оригиналь­ную. Из подслушанных в фойе разговоров можно сделать вывод, что яркая театрализованная форма спектакля публике понравилась. Насколько она адек­ватна содержанию пьесы? Прочитайте Булгакова и сравните.

"Родники", 10 февраля 2006г.

Собака, будь человеком

Уже стала легендой история о том, что Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» вышел из стен одноименного факультета университета леса. Даже став профессиональным театром, он не порывает связи со своей альма-матер.

Вот и сейчас студенческий клуб университета возглавляет актер театра «ФЭСТ» Сергей Хапров. Два года назад к нему присоединилась художественный руководитель Ирина Зайцева. Вместе они решили возобновить театральные студенческие традиции и создали Студенческий театр МГУЛ.
Сначала, как водится, приходили одни девушки, потом раскачались юноши. Наибольший интерес к театру проявили студенты младших курсов, которые о «ФЭСТе» только слышали. Кстати, в нынешнем составе студенческого театра с факультета электроники и системотехники ребят не так уж много. Сейчас лидирует факультет механической и химической технологии древесины. Есть ребята с лесного и экономического факультетов и почему-то мало с гуманитарного. Всего же в театре 25 человек, включая технические и постановочные службы.
Михаил Поповиченко участвовал еще в школьных постановках. Елена Морыженкова занималась в молодежном театре-студии. Ольга Шабаева пришла сама, Марию Алябьеву привели друзья. Так или иначе, но они оказались в театральном коллективе. «Конечно, на учебу времени остается меньше, но театр того стоит», - считает Анастасия Ушакова.
Занимаются с ребятами профессиональный театральный режиссер Андрей Галкин, пластикой - педагог по сцено-движению Д.Стрельцов, танцами - профессиональный танцор Михаил Чувилькин, консультирует по вокалу Валерия Возная. Помогает и то, что почти все ребята учились музыке, играют на фортепиано и поют.
За два года существования театра Андрей Галкин поставил два спектакля по рассказам Чехова и музыкальный спектакль «Собачий вальс» по повести К.Сергиенко «До свидания, Овраг!» Этот спектакль можно скорее назвать притчей: через взаимоотношения собак показаны, конечно же, люди. Готовясь к этому спектаклю, ребята по совету режиссера пристально вглядывались в повадки собак и старались на сцене передать их пластику. «Когда мы играем этот спектакль в университете, нас принимают на «ура», - говорит самый молодой участник коллектива первокурсник Валерий Теснягин.
С этим спектаклем студенческий театр поехал на Украину в город Краматорск. В конце января там проходил IV международный фестиваль «Театральная легенда-2006» им. М.Д.Силаева. Краматорск - небольшой город Донецкой области, но театральные традиции в нем давние и крепкие. Михаил Дмитриевич Силаев много лет руководил народным театром в Краматорском Дворце культуры. В Краматорске родились и выросли известные артисты Леонид Быков и Майя Булгакова. Еще один уроженец Краматорска, Иосиф Кобзон, каждый год приезжает в родной город с концертами.
В фестивале «Театральная легенда-2006» приняли участие народные и самодеятельные театры, существующие уже много лет. Студенческий театр МГУЛ был там впервые, и, несмотря на свою молодость, был отмечен сразу в нескольких номинациях: как лучший театральный коллектив, за сценографию (художник-декоратор Анатолий Савин), за пластическое решение спектакля (хореограф-постановщик Михаил Чувилькин), за лучший актерский ансамбль, за лучшую мужскую роль (Алексей Колупаев), за создание яркого сценического образа (Анна Елисеева и Игорь Сайгин). В номинации «Король эпизода» лучшим был признан Марк Гущин.
Жюри никак не ожидало такого мастерства от студентов технического вуза. Спектакль шел последним в последний день фестиваля в течение двух часов без антракта, но ребята играли с таким подъемом, что зрители аплодировали стоя.

А.УРАЛОВА
"Родники", 14 февраля 2006 г.

Мытищинский район - гордость России!

Мытищинский район богат яркими талантами, искренними и творческими личностями. Они верят в добро! Их знает и любит весь мир!

Дмитрий Полянский - актер театра драмы и комедии «ФЭСТ». На Фестивале европейского театра в Иране Дмитрий Полянский получил Первую премию за лучшую мужскую роль.

Театр «ФЭСТ» - гордость России! Знай наших!

"Родники", 14 февраля 2006 г.

Кузьменко, Гришковец и другие

В конце марта в театре "ФЭСТ" состоится необычная премьера. Актер Антон КУЗЬМЕНКО представит публике свой моноспектакль по пьесе Евгения Гришковца "Одновременно".

- Антон, что это будет?
- Сначала об авторе. Евгений Гришковец в последние три-четыре года приобрел в театральных кругах колоссальную известность благодаря своим пьесам-монологам, которые исполняет сам. Самые популярные - "Как я съел собаку" и "Одновременно". Сейчас Гришковца можно увидеть в Москве в Театральном центре на Страстном, куда попасть очень трудно, и на телевизионном канале СТС в передаче "Настроение".
- А вы откуда узнали о Гришковце?
- Купил книжку и прочел. Считаю, что Гришковца должны прочитать все. При чтении его рассказов думаешь, что он пишет только для тебя.
- Это вас подвигло на постановку моноспектакля?
- Дело было так: свой последний день рождения я решил отметить творчески и в качестве подготовки к обычному застолью показать пародию на пьесу Гришковца "Одновременно".
- Получилось?
- К моему величайшему удивлению больше половины приглашенных задали мне вопрос: "А кто такой Гришковец?" И я подумал, что нет смысла делать пародию на автора, которого не знают, но зато я могу взять на себя роль миссионера и просветителя, хотя бы для мытищинских зрителей, и донести до них творчество Евгения Гришковца.
- И вы решили сделать серьезный спектакль?
- Да. Я решил, что достаточно оригинала, и сделал спектакль не в домашнем виде, а сценическом.
- Чем вас так увлек Гришковец?
- Судя по его произведениям, это человек, близкий мне по духу и по возрасту. Я буду читать его произведение от своего имени. Надеюсь, зрители поверят, что я произношу не чужой текст.
- Содержание пьесы вкратце можете рассказать?
- Нет. Это рассказать невозможно. А вот как это будет происходить, сказать могу. Вы знаете, у нас полным ходом идет строительство дополнительных помещений. В пристройке будет камерная сцена с залом на 150-200 зрителей. Туда перейдут наши одноактные спектакли и какие-то экспериментальные вещи, рассчитанные на камерное восприятие, где важны обстановка, атмосфера. Но поскольку там еще ничего не готово, то спектакль будет происходить в фойе.
- Внизу, как в "Под небом Парижа"?
- Нет, наверху. Будем выгораживать некоторое подобие зрительного зала, амфитеатром. Зрители будут сидеть на обычных стульях, может быть, даже на лавках.
- Если я правильно поняла, вы сами поставили свой моноспектакль?
- Вначале я это сделал сам, но на уровне выученного текста. Надеюсь, наш художественный руководитель Игорь Александрович Шаповалов подключится к этой работе, потому что ставить на себя, режиссировать самого себя очень трудно. Наверное, при его вмешательстве что-то изменится к лучшему. Во всяком случае я буду стараться делать какое-то драматическое действие, а не просто читать текст.
- В "ФЭСТе" уже были попытки делать моноспектакли?
- Что-то похожее делал актер Юрий Тузов. У него есть чтецкие программы по Зощенко и Шукшину. Мой спектакль будет экспериментальным и для меня, и для зрителей. Думаю, что искушенный зритель, увидев имя Гришковца на афише, будет предъявлять особые требования к спектаклю.
- Почему?
- Вопрос об актерском исполнении пьес Гришковца пока остается открытым. В интернетовской дискуссии, посвященной творчеству Гришковца, мнения разделились. Одни считают, что, кроме самого автора, его произведения исполнять никто больше не может. Другие придерживаются противоположного мнения, все зависит от таланта исполнителя. По моим сведениям, пьесу "Одновременно" ставили один или два раза, но не знаю с каким успехом.

Беседовала А.УРАЛОВА
"Родники", 24 марта 2006 г.

Светлое явление - театр

В прошедший четверг гостем студии муниципального телевидения «Родники» был начальник управления культуры и туризма администрации Мытищинского муниципального района и художественный руководитель театра драмы и комедии «ФЭСТ» И.А.ШАПОВАЛОВ. Поскольку телепередача проходила в преддверии Меж­дународного дня театра, который отмечается 27 марта, то основной ее темой стал театр. В ходе передачи была разыграна театральная викторина, и победившие в ней телезри­тели получили билеты на один из спектаклей театра «ФЭСТ».
Предлагаем читателям запись беседы И.А.Шаповалова с тележурналистом Еленой Архиповой.


- Игорь Александрович, культура не вошла ни в один из национальных проектов Российской Федерации и пока не приняты даже законодательные основы о культуре. Приходится констатировать ухудшение ситуации в театрах, особенно в порядке их финансирования.
- Видимо, речь идет о казначействе. Это очень серьезная проблема. Я не против казначейства как органа контроля целевого расходования бюджетных средств, но буквальное следование его системе - бедствие для театра. Ведь что такое казначейское исполнение бюджета? Это построчное выполнение расходных статей, которые были заложены за год до того, как бюджет вступил в силу, то есть на момент формирования бюджета. Нельзя за год до начала работы точно спланировать, как будет выглядеть спектакль, кто будет его ставить, какие актеры в нем будут заняты, какие понадобятся декорации или костюмы. Во многом спектакль рождается во время репетиций, и в этом - сила российской театральной школы. Но при таком финансировании мы изменить уже ничего не сможем. Или надо остановить процесс, идти в казначейство, менять финансирование, провести новый конкурс. На это уйдет как минимум полгода. Вся система финансирования через казначейство основана на конкурсах. Если в таких областях, как строительство или транспорт, конкурсы правомерны, то при постановке спектаклей они имеют самые негативные последствия. Допустим, театр хочет пригласить на постановку какого-то конкретного режиссера или художника. Заключить с ними контракт невозможно, пока не будет проведен конкурс. А на конкурсной основе в более выгодном положении оказывается тот, кто запросит меньше за свою работу, но сделает он ее хуже, чем тот, кого хочет пригласить театр. В конечном итоге пострадает качество спектакля, и зритель уйдет из театра.
- Вы нарисовали черную картину. Не окажется ли театр в связи с такими нововведениями без премьер?
- Все зависит от конкретных работников казначейства. Если они пойдут навстречу театрам, премьеры будут. Если будут буквоедски требовать абсолютного исполнения всех статей казначейской системы, премьер быть не может. Решение принимает не художественный руководитель театра, а работник казначейства, ведь от его подписи зависит финансирование спектакля. Но если он идет навстречу театру, то нарушает закон.
- В Мытищах весьма успешно работают два театра, недавно появился третий, Молодежный, на базе районного Дворца молодежи. Как сказалась на их финансировании новая система:
- Казначейская система финансирования начала действовать с 1 января 2006 года. И вот сейчас, когда подошло время для новых постановок, мы начинаем с нею соприкасаться. В театре «Огниво» подготовка нового спектакля уже приостановлена - не идет финансирование. От всей души надеюсь, что решение о казначейском финансировании будет пересмотрено или введены дополнительные инструкции по его применению.
- Уповаете на решение свыше?
- Мы участвуем в процессе отмены непродуманного решения, в формировании документов, которые готовит Союз театральных деятелей, будем участвовать в конференции СТД, которая состоится в апреле.
- Давайте отойдем от этой грустной темы. Наступивший год для «ФЭСТа» был не совсем обычным - новый театральный сезон начался с конца декабря.
- Для нас новогодний период был очень радостным: решение администрации района о восстановлении театра было выполнено, и в канун Нового года мы получили замечательно оснащенные, обновленные зрительный зал и фойе. Мы начали работать в новых условиях, и первый спектакль, который мы играли, был детский. Актеры так соскучились по своей сцене, что, когда прозвучали слова помрежа «приготовиться к спектаклю», у многих появились слезы. Театр для актера не просто рабочее место, зачастую он ближе, чем дом. В театре мы проводим большую часть своей жизни, по-иному невозможно. Ведь не случайно говорят: «Я служу в театре», а не работаю. В театре сейчас царит эйфория, мы работаем с упоением. Хотелось бы поблагодарить мытищинцев, которые приходят к нам в театр. Без зрителей театр немыслим. Зритель является необходимой составной частью спектакля.
- На ваши спектакли всегда аншлаги.
- Мы стараемся соответствовать возрастающему уровню требований мытищинского зрителя. К нам на спектакли приезжают из Королева, Сергиева Посада, Москвы. В последнее время стали даже появляться зрители из других областей. Мы обнаружили это при анкетировании. Видимо, возобновился такой забытый род туризма, как театральный.
- О вас узнают благодаря вашей гастрольной деятельности?
- Трудно сказать. Мы не так уж много гастролируем, это скорее народная молва.
- Правда ли, что у вас увеличилась труппа и за счет кого?
- В начале прошлого сезона у нас появилось два новых актера, которые только что окончили театральное училище. Прослушивания выпускников и временно не работающих актеров идут постоянно. Мы придирчиво отсматриваем каждого претендента, ведь новый актер - как член семьи, мы живем в театре. На последнем просмотре нам понравилась одна девушка, которая в прошлом году окончила театральное училище (И.Я. - Наверное, Ульяна?). Может быть мы ее возьмем.
- «ФЭСТ» - активный участник театральных капустников.
- Мы постоянно принимаем участие в фестивале капустников «Веселая коза», который почти десять лет проводится в Нижнем Новгороде и пользуется сумасшедшей популярностью. Театральная общественность Москвы в конце мая ездит туда посмотреть программу фестиваля, а в этом году у нас есть счастливая возможность чересчур активным участникам «капустного» фестиваля провести первый концерт у нас в Мытищах.
- Театральный капустник - это смех на сцене. Трудно ли создать такую ситуацию на сцене, и вообще капустник для актера - работа или отдых?
- На мой взгляд, капустник это учеба, причем очень хорошая. В училище имени Щепкина мы учились у выдающегося педагога Семена Аркадьевича Баркана. В этом году ему исполняется 90 лет, он руководит русским театром города Бремен в Германии. В нашем театре он поставил спектакль «Забыть Герострата». Каждое занятие с нами он начинал с зачина-капустника. Поначалу это очень выматывало и раздражало - каждый день придумывать капустник. Трудно было ужасно, но сейчас я начинаю понимать, что профессиональный актер обязан уметь создавать импровизационно-комедийные ситуации. Если он лишен этого дара, то возникает вопрос о правомерности его занятия драматическим искусством. Все праздники и дни рождения в театре мы отмечаем капустниками. И День театра отметим так же.
- Раньше было такое понятие, как «цех», объединение представителей какой-либо профессии. У нас в Мытищах есть театральный цех. Проводите ли вы с театром «Огниво» совместные капустники?
- Да, мы обязательно вместе празднуем День театра, приходим в гости друг к другу. В прошлом году мы, «ФЭСТ», приходили в «Огниво», в этом году они придут к нам. Наши две труппы очень дружные. Ребята встречаются помимо театров, обязательно приходят на премьеры друг к другу. В последнее время в наш театральный цех вливаются люди, которые регулярно ходят на наши спектакли. Профессиональный зритель - большое счастье. Мы интересуемся их мнением, принимаем во внимание их замечания. Зачастую мнения критиков и зрителей полярны. Критика, профессиональная и доброжелательная очень важна, но мы работаем прежде всего для зрителя.
- Предусмотрены ли совместные постановки «ФЭСТа» и «Огнива»?
- Есть такая идея, есть даже опыт. В нашем спектакле «Золушка», который мы в рождественские дни показывали в храме Христа Спасителя в Москве, всю анимационную часть ставил Станислав Федорович Железкин.
- К театральному цеху возможно скоро примкнут воспитанники театральной студии «Песочница». Они подготовили ряд вопросов для вас. Сколько лет надо служить в театре, чтобы стать великим актером?
- Всю жизнь, но сначала надо окончить театральное училище и, желательно, у хорошего педагога. И, как минимум, три года работы в театре. А дальше все зависит от самого человека. Талант составляет 30 процентов успеха, а все остальное - трудолюбие.
- Какова роль случая?
- Я не поклонник штампованных сериальных звезд, волей «случая» попавших на главную роль. Это мыльные пузыри. Случай может быть в казино, а в театре - труд и еще раз труд.
- Нужен ли талант?
- Хотя бы на 30 процентов. Если их нет, то и остальные 70 не помогут. Но еще нужны масса составляющих: особый склад нервной системы, магнетизм, эмоциональность и так далее.
- Можно ли достичь каких-то высот, занимаясь в театральном кружке?
- Безусловно. Это в любом случае развивает и раскрепощает.
- Нужно ли знание иностранных языков?
- В любом случае это не помешает. Ведь приходится играть в пьесах зарубежных авторов, зная язык, можно глубже проникнуть в замысел автора и точнее его передать.
- Кто самый молодой актер театра?
- Мальчик Данила, который в спектакле «Чума на оба ваши дома» играет маленького Ромео.
- Трудно ли вжиться в роль профессиональному актеру?
- По-разному. Все зависит оттого, насколько роль «ложится» на внутреннюю психологию актера. Практически все режиссеры сходятся на том, что половина успеха спектакля зависит от точности распределения ролей и подбора актеров.
- Когда к вам пришла слава?
- Она ко мне еще не пришла. Я ее жду.
- Сколько нужно играть в театре, чтобы стать директором?
- Нисколько. Директор, как правило, не актер. Иногда бывает, что актер становится директором, но обычно директор - это административная должность. Директор - помощник художественного руководителя по хозяйственным и административным вопросам.
- А теперь вопросы от зрителей: когда в Мытищах появится кинотеатр?
- В ближайшее время в культурно-развлекательных комплексах «Плаза» и «СМ Квадрат» откроются несколько кинозалов.
- Не будут ли предусмотрены в театре «ФЭСТ» скидки на билеты для пенсионеров ?
- Обязательно. Они уже действуют. Нужно просто подойти к администратору.
- Не могу попасть на спектакль «Под небом Парижа», ведь на него производится предварительная запись. Предлагаю ее отменить и пустить билеты в продажу.
- Тогда вообще на этот спектакль попасть будет невозможно. Мы постараемся играть его почаще.
- Нельзя ли играть спектакли для взрослых и в дневное время? Очень трудно в вечернее время добираться домой.
- В ближайшее время мы собираемся ввести 16-часовые спектакли, а когда у нас появится малая сцена, они станут регулярными.
- Игорь Александрович, поздравляем вас и ваших коллег с Днем театра и желаем вам творческих успехов.
- Спасибо. В свою очередь, я поздравляю всех театралов. Театр - это прежде всего зритель, театр - это очень яркое, светлое явление, которое несет много добра, и если оно будет удостаиваться внимания зрителей, то будет процветать.

Записала А.УРАЛОВА
"Мытищи", 25 марта 2006 г.

Средь шумного бала

В большом зале ГДК состоялся концерт в честь... короля танцев - вальса.

Постановку и режиссуру осуществили Юлия Зданович и Татьяна Антропова. Вели концерт Светлана Череданова и актер театра «Огниво» Александр Едуков
Для Александра Едукова предназначалась ария Орловского (тост) из оперетты И.Штрауса «Летучая мышь». Его чистый, прозрачный голос сразу же настроил зрителей на праздничный лад.
Самодеятельные артисты из спортивно-танцевального клуба «Мытищи», которыми руководят Александр и Наталья Северины, сумели передать присутствующим чарующее волшебство «Венского вальса» Штрауса.
Как всегда были великолепны артисты театра «ФЭСТ» Наталья Галютина и Сергей Хапров. Они исполнили танцы под музыку Чайковского «Немецкая песенка» и «Ландлер».
17-летняя Мария Антропова сумела донести до зрителя легкость и красоту «Немецкого танца» Моцарта, Бетховена и вальса Шуберта. А завораживающая мелодия вальса Штрауса «Весенние голоса» в исполнении струнного оркестра «Серенада» окончательно покорила публику. Этот же коллектив исполнил вальс-фантазию Глинки и вальс Хачатуряна из музыки к драме «Маскарад».
Под музыку Жака Брелья «Парижский вальс» и Штрауса «Весенний вальс» великолепно танцевала солистка балета Академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Сизых.
Зрители надолго запомнят «Я помню вальса звук прелестный» Н.Листова и «Средь шумного бала» Чайковского в исполнении Николая Бернса - солиста Московского академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац.
С восторгом присутствующие встретили и бурными аплодисментами проводили воспитанников студии классического танца «Арабеск» (руководитель Юлия Зданович) и вокальный коллектив «Паруса» (руководитель Татьяна Антропова).
Трудно словами передать те чувства, которые испытали зрители, пришедшие на этот удивительный концерт. Они еще раз убедились в том, что культура - это огромная сила, такой же базовый ресурс постиндустриального общества, как нефть, газ, лес, золото. Недаром в Московской области после четырех президентских приоритетов для возрождения страны был принят и пятый - КУЛЬТУРА.

З.ЯНОВА
"Родники", 04 апреля 2006 г.

Самое главное - верьте в себя

Сегодня размышлениями о своей жизни и творчестве делится с читателями нашей газеты актер театра «ФЭСТ» Дмитрий ПОЛЯНСКИЙ.

- Дмитрий, когда вы решили стать актером?
- Это решение было принято в 1988 году. Тогда разрешили делать хозрасчетные театры. Ко мне подошел мой друг Игорь Ильин и предложил организовать театр.
- Были ли какие-нибудь предпосылки для становления вас как актера?
- Я в детстве занимался в хоровой студии, и мне эти занятия очень нравились. А вы ведь знаете, что все идет из детства.
- Родители не протестовали против вашего решения стать актером?
- Дело в том, что я к тому времени уже был взрослым человеком. Когда поступил в Щепкинское училище, то отцу ничего не сказал. И только после того, как на РТР пошли серии передач «Праздник каждый день» с моим участием, мне пришлось «расколоться». Я его успокаивал: «Папа, да ладно тебе! Я уже три года как актер».
- Какими уловками вам удалось очаровать приемную комиссию Щепкинского училища?
- Мы поступали в училище вместе с женой, и когда члены приемной комиссии узнали, что мы - муж и жена и что у нас уже есть ребенок, то сочли нас абсолютно ненормальными людьми. Когда же мы рассказали им, что уже имеем высшее образование, то их удивлению не было предела. Вот так мы и попали в «Щепку».
- Как начиналась ваша актерская жизнь?
- Мы ездили с клоунской программой по городам и весям с нашими «звездами» того времени. Я помню так называемые ночные карнавалы. Там первый раз зазвучала Маша Распутина. С Барыкиным мы ездили по Сибири. Так прошло два года, и мы поняли, что это не для нас.
- Неужели вас совсем не привлекает мир шоу-бизнеса?
- У меня были предложения, но я от них отказывался. Тупое зарабатывание денег не для меня. Я в этом не вижу творческого процесса, нет никакого стимула для души. Деньги, конечно, всем нужны, но все-таки это не главное. Сегодня у меня есть любимое дело - это театр. Постоянно хочется совершенствоваться и идти вперед.
- А есть актеры, которые стали вашими кумирами?
- Мне нравятся Инна Чурикова, Чулпан Хаматова. С удовольствием смотрю спектакли с их участием. Игра этих актрис просто потрясает. Мне посчастливилось видеть на сцене Евгения Евстигнеева. Нравятся фильмы с участием Олега Янковского. Очень интересны актеры театра Фоменко.
- Какая у вас любимая роль?
- Очень люблю играть в детских спектаклях. Дети - самые благодарные зрители.
- Актеры - творческие личности и, как правило, люди разносторонние. Вас никогда не тянуло заняться живописью или писать стихи?
- У нас есть актеры, которые хорошо рисуют, пишут стихи. А мое хобби - фотография.
- Многие молодые люди хотят стать артистами, какие черты присущи именно этой профессии?
- Сложность состоит в том, что подростки да и некоторые взрослые люди видят в нашей профессии лишь одну сторону медали. Однако помимо популярности и аплодисментов есть еще и неудавшиеся актерские судьбы, а также тяжелый актерский труд. Этого не надо бояться, но об этом надо знать. Ведь большинство актеров никому неизвестны. Нам в этом смысле, конечно, повезло: мы практически живем в Москве, поэтому и шансов у нас значительно больше.
- Можете дать напутствие ребятам, желающим поступать в этом году в театральные вузы?
- Желаю не терять оптимизма, не расстраиваться, если не поступите, ведь через год попытку можно повторить.Чтобы понять сущность актерской профессии, смотрите как можно больше хороших спектаклей. А самое главное - верьте в себя.

Беседу вела Ксения БАХТИНА
"Мытищи", 08 апреля 2006 г.

Юбилей мэтра

14 апреля отметит свой 90-летний юбилей легендарный театральный режиссер, заслуженный деятель искусств России, профессор, подготовивший курс мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ», Семен Аркадьевич Баркан.

Свой юбилей он встретит в кругу своих учеников на представлении фэстовского спектакля «Забыть Герострата», который он поставил более десяти лет назад и который до сих пор идет с неизменным успехом. Курс «ФЭСТа» в Щепкинском училище (1995 г.) стал последним выпуском мастера и лучшим за предыдущие десять лет.

А.УРАЛОВА
"Родники", 11 апреля 2006 г.

Легенда российского театра

Театр - искусство непосредственное, сиюминутное, живое. Незабываемым его делают личности. Живой историей российского театра называют Семена Аркадьевича БАРКАНА, замечательного режиссера и великого педагога. Более семидесяти лет он посвятил искусству театра. Поставил свыше сотни спектаклей, воспитал множество артистов.

А начиналось все с ГИТИСа, с курса профессора Алексея Попова. Начавшаяся война отодвинула учебу на второй план - студент Баркан был мобилизован на строительство оборонительных сооружений под Смоленском. Свою дипломную практику он проходил в Красноярском драматическом театре. Там же молодой режиссер поставил свои первые самостоятельные спектакли.
По возвращении в Москву Семен Аркадьевич Баркан был приглашен во МХАТ и несколько лет проработал в прославленном театре. В начале 50-х годов он впервые увидел спектакли цыганского театра «Ромэн». Они были такого низкого качества, что театр находился на грани самоликвидации. Оценив красоту цыганского пения и творческий потенциал актеров, Баркан стал художественным руководителем театра «Ромэн». Четверть века он отдал этому коллективу. Это были трудные, но прекрасные годы - время подлинного расцвета цыганского театра. В его репертуаре появились прекрасные спектакли, которые шли при переполненных залах.
Много времени Семен Аркадьевич уделял профессиональной подготовке артистов, что в конце концов привело его на педагогическую стезю. Он преподавал в ведущих театральных вузах страны - ГИТИСе (ныне РАТИ) и высшем художественном училище имени Щепкина.
В 1978 году профессор Баркан набрал свой первый мастерский курс в Институте культуры (ныне Московский государственный университет культуры и искусств). В этом учебном заведении он преподавал 16 лет. Его ученики играют в театрах всего мира. Не менее плодотворно работал Баркан в училище имени Щепкина.
Сейчас Семен Аркадьевич живет в Германии, в Бремене, и ведет семинар «Русская актерская школа» в Бременском университете на факультете культуры Восточной Европы. Триумфом «Русской актерской школы» стало участие в двух международных фестивалях русских театров в Париже. Театр-студия Баркана был удостоен дипломов наряду с профессиональными театрами.
Вчера корифей театра отметил свой 90-летний юбилей. Примечательно, что отмечал он его в Мытищах в театре драмы и комедии «ФЭСТ» среди своих учеников и соратников, которые в честь учителя сыграли поставленный им спектакль «Забыть Герострата».
Специально для нашей газеты Семен Аркадьевич Баркан вкратце рассказал о себе, театре «ФЭСТ» и состоянии театрального искусства в России:

- Так сложилось, что что я подошел к такой круглой дате, как 90 лет. Наверное, всю жизнь с детства я активно репетировал, и такая интенсивная творческая жизнь меня сохранила. Театр - место моей жизни. Когда я учился в ГИТИСе, всегда ходил на чужие экзамены и в другие театральные институты.
После долгих лет работы в театрах «Ромэн», на Малой Бронной и в других я стал преподавать в Щепкинском училище. И вот мне предложили посмотреть театр в Мытищах. Четыре часа в здании клуба Лестеха ребята показывали свое умение. Школы у них не было, но меня заинтересовали творческая атмосфера, отдача, с которой они играли. И я согласился взять этот курс.
В училище были насторожены: конкурс в Щепкинское всегда гигантский - 150-200 человек на место, а тут - целый курс был набран без конкурса. Через два месяца учебы на показе они выступили с клоунадой, чем еще более усилили недоверие к себе. «Кого набрали? - говорили. - Клоунов». У нас на курсе сложилась совершенно необычная для меня атмосфера. Ребята с яростью навалились на учебу. Они шли на семинары, как на праздник, и готовы были работать круглосуточно. Обычно в училище приходят после школы, а эти все были с высшим образованием. Интеллектуалы. Интеллект довольно важное слагаемое в такой сфере, как искусство театра.
Недоверие растаяло после первого экзамена. Все увидели, что ребята из «ФЭСТа» тончайшие актеры, которые осознают всю сложность актерской профессии. Постепенно курс «ФЭСТа» стал одним из лучших в старейшем театральном училище России. Они стали источником радости для педагогов. Два дипломных спектакля - «Забыть Герострата» и «Мысль» до сих пор входят в репертуар театра.
Особенностью театра является наличие лидера. Во главе «ФЭСТа» стоит совершенно поразительный человек Игорь Шаповалов. Он и есть та пружина, которая приводит в движение весь коллектив. А коллектив верит в него и поддерживает.
Сейчас трудно пробиться среди московских театров, но мытищинский среди них не затерялся. Я приезжаю в Россию каждый год и смотрю все «фэстовские» спектакли. Мне кажется, что город Мытищи может гордиться, что у него есть театр, который, на мой взгляд, является лучшим в Московской области. Это подтвердил их успех в Германии. Туда сейчас приезжает много российских театров, и публика довольно избалована. «ФЭСТ» дважды выступал в Бремене и вызвал всеобщий интерес.
В театральном искусстве сегодня много проблем. Идет борьба двух разных направлений: психологического театра и коммерческого. Я много поездил по миру и всюду ощущал большой интерес к русской актерской школе. Это одно из главных достижений России. Все передовые театры мира стремятся работать по русской актерской школе. На театральном искусстве России очень сказывается влияние Запада, проявляющееся в эпатировании публики. XX век сделал театр режиссерским. Но очень часто спектакли превращаются в самопоказ режиссерской фантазии, часто вопреки смыслу произведения. Это - насилие на сцене, режиссерский «выпендреж». В России много режиссерской и актерской молодежи, которая находится в поиске. Есть талантливые поиски, а есть поиски ради самовыражения, часто оскорбительные и для автора, и для зрителей. Что победит в России? Очень хочется верить, что мы не потеряем русского психологического театра. И я рад, что «ФЭСТ» работает именно в этом направлении. В этом его сила и надежда на будущее, в которое я всем сердцем верю.

А.УРАЛОВА
"Мытищи", 15 апреля 2006 г.

Новый взгляд, новые возможности

В этом году должна быть завершена реконструкция здания муниципального театра «ФЭСТ» и благоустройство прилегающей территории.

В четырехэтажной пристройке к основному зданию театра идут отделочные работы, параллельно проектировщики прорабатывают варианты решения главного фасада, выходящего на площадь Мира. Реконструкция откроет перед творческим коллективом «ФЭСТа» новые возможности. Помимо мастерских и полноценных подсобных помещений появятся камерный зал и литературно-музыкальный салон на четвертом этаже пристройки. С балкона литературного салона можно увидеть центр города сверху, в совершенно неожиданном ракурсе. Площадь с памятником Ленину - как на ладони. В соответствии с разработанным проектом благоустройства площади за памятником вместо существующей клумбы будет построен фонтан с цветомузыкой. Сейчас выбирают вариант технического решения и оформления фонтана, о своем желании участвовать в реализации проекта заявили сразу несколько фирм-производителей. Территория площади, по которой сейчас свободно ездят машины, будет отделена от проезжей части улицы Мира тротуаром.

А.ГОРБАЧЕВА
"Родники", 15 апреля 2006 г.

Молодость сердца

Легендарный режиссер и педагог Семен Аркадьевич Баркан, воспитавший не одно поколение артистов, отметил свой 90-летний юбилей в Мытищинском театре драмы и комедии «ФЭСТ» среди своих учеников.

Актеры театра «ФЭСТ» стали последним выпуском мэтра в театральном училище имени Щепкина. Поздравить учителя, убеленного сединами, но молодого сердцем, пришли многие его ученики. Баркан принимал многочисленные поздравления и рассказывал о своих выпускниках, в которых было вложено столько труда, терпения, сил, нервов и любви. После небольшой пресс-конференции состоялся просмотр спектакля «Забыть Герострата», который поставил Баркан и который является одним из самых посещаемых фэстовских спектаклей.

"Родники", 21 апреля 2006 г.

К вам - чемодан

С ними невозможно общаться вежливо-рав­нодушно, настолько они открыты, доброжела­тельны, по-доброму расположены к собесед­нику. Те, кто видел их на сцене, не мог не подивиться слаженности их движений, редко­му взаимопониманию и заразительному азарту. Заслуженные артисты России Андрей КНЯЗЬКОВ и Алексей МЕЛЬНИК четыре года назад составили чемодан-дуэт «КВАМ» (И.Я. - даже в марте 2008 г. Алексей был еще незаслуженным). Мытищинцы дважды имели удовольствие уви­деть их выступление - на открытии сезона театра «ФЭСТ» и в сольном концерте. Третье грядет осенью на фестивале театров кукол «Чаепитие в Мытищах».

Оригинальный дуэт начинался банально: Князьков преподавал, Мельник у него учился. Дело происходило в Петербурге, в Театральной академии. Учеба как-то незаметно вылилась в несколько совместных номеров, сначала учебных, потом концертных. В 2002 году ребята впервые поехали в Краснодар на театральный фестиваль «Артвизит». Тогда и родилось название дуэта - надо же было как-то представляться. Чемодан - это не только образ дороги, но и вполне реальная емкость с реквизитом. Он появляется на сцене в качестве полноправного партнера, из него достаются различные предметы, которые в волшебных руках артистов начинают «играть». Чемодан и сам «играет». Он же дал толчок к возникновению образа вокзала в спектакле.
Два изначальных номера усложнялись и трансформировались, к ним прибавлялись другие номера. В результате через четыре года после своего краснодарского дебюта «КВАМ» играет три концертные программы - детскую, клубную и полноценный спектакль в двух отделениях.
Как определить жанр чемодан-дуэта? Аналогий нет и сравнивать не с чем. Это что-то синтетическое на стыке театров драматического, кукольного, мимики, ритмики, клоунады, цирка и еще чего-то неопределимого. Впрочем, когда смотришь выступление дуэта, об этом не думаешь. Восхищаешься насыщенностью номеров, отточенностью движений, четкому ритму, феноменальному чувству «локтя» исполнителей и их неуемной фантазией.
На вопрос, кто придумывает номера, они смешливо отвечают: «Когда папа Карло, когда никто. Сами придумываются». Отправной точкой может быть все, что угодно - услышанная мелодия, оригинальная кукла, интересный предмет, погода, природа, порыв ветра и солнечный свет, да мало ли из чего талантливые артисты могут создать образ. Что-то мелькнуло перед глазами, вспыхнуло в мозгу и вот уже руки тянутся это воплотить. Дальше идут бесконечные репетиции - самый творческий процесс. Номер усложняется, обрастает «плотью и кровью», да так плотно, что места и времени для импровизаций уже не остается, разве что чуть-чуть подправить вот здесь и немного вон там. Если такое происходит, партнеры по ходу выступления обмениваются парой слов, предупреждая друг друга, иначе номер потеряет ритм и темп и развалится.
Ребята выступают с удивительным удовольствием для самих себя. Это не отработка положенного, а творческий процесс в присутствии зрителей. Энергетика от них стекает в зал и воспринимается публикой. «КВАМ» везде понимают без слов. Зарубежные гастроли подтвердили аксиому о том, что истинным талантам переводчики не нужны. В Италии, Испании выступления Андрея Князькова и Алексея Мельника проходили на «ура».
Самое удивительное, что уникальный дуэт придумывает номера, репетирует, концертирует и гастролирует между делом. Князьков по-прежнему преподает в академии, Мельник играет в театре. В свободное от основной работы время они радуют и восхищают зрителей, заставляют их смеяться и грустить, заряжают огромной положительной энергией, что наводит на мысль, не это ли есть главное в творческой жизни Андрея Князькова и Алексея Мельника.

А.УРАЛОВА
"Мытищи", 29 апреля 2006 г.

Наследники "ФЭСТа"

На сегодняшний день Мытищи являются одним из самых театральных городов Подмосковья. К завораживающей магии искусства театра можно приобщиться в театральных коллекти­вах любого ДК, в двух профессиональных театрах, а также молодежном и студенческом.

В университете леса сложились удивительные театральные традиции.Чего стоит только одна эпопея с агитбригадой, из которой вышел профессиональный театр «ФЭСТ». Он же пробил солидную брешь в студенческом театре, забрав к себе лучших актеров. Несколько лет театр в Лестехе существовал довольно аморфно: таланты есть, желание - тоже, энтузиазма - хоть отбавляй, но не было четкой организации и профессионального руководства. Положение изменилось с приходом в студенческий клуб университета нового директора Сергея Хапрова и художественного руководителя Ирины Волковой. Большой удачей было заполучить профессионального театрального режиссера Андрея Галкина. Здесь помог всемогущий случай. В его насыщенной творческой жизни образовался некоторый просвет, и режиссер принял предложение временно возглавить студенческий театр.
Вся жизнь Андрея Викторовича Галкина связана с театром и молодежью. Более двадцати лет он возглавляет Молодежный театр в Королеве. К нему приходят не профессиональные актеры, а ребята, желающие попробовать свои силы на театральном поприще. Галкин принимает всех. И даже если человек ничего не умеет, он найдет к нему ключик и заставит поверить в свои силы. Потом зрители удивляются - почему у Галкина такие талантливые ребята. А потому, что они поверили в себя, и все у них стало получаться. Естественно, в их театральном мастерстве много огрехов, но это с лихвой восполняется энтузиазмом, энергией и молодым задором. Все азы актерского мастерства студенты проходят на практике в процессе репетиций и на дополнительных занятиях у Андрея Викторовича.
При этом он не ставит задачу сделать из них профессиональных актеров. Напротив, всемерно отговаривает их от этого шага. За двадцать лет мэтра не послушались только двое, но это те, кто не мыслит своего существования вне театра. Конечно, коллектив студенческого театра не может быть стабильным - студенты еще на стадии обучения начинают работать, обзаводятся семьями. Новые обязанности поглощают все их силы и время. В театр постоянно вливаются новые силы, и каждый вновь пришедший привносит что-то свое, новое, живое, интересное. И это касается не только игры на сцене. Техническая оснащенность спектаклей становится все более изощренной, костюмы - все более театральными. Все, что плохо лежит дома, приносится в театр. Помощь родителей неоценима. Никогда не отказывает в поддержке и руководство университета. Совместными усилиями студенческому театру удается выпускать оригинальные по форме и глубокие по содержанию спектакли.
За два года Андрей Викторович поставил три спектакля - по рассказам Чехова, «Собачий вальс» по повести К.Сергиенко «До свидания, овраг!» и «Дракон» по известной пьесе Е.Шварца. И если первый был пробой пера, то два последних изобилуют хорошими актерскими работами и интересными решениями образов. Пьесу «Собачий вальс» Галкин написал сам. Повесть Сергиенко ставилась в разных театрах неоднократно. Один из спектаклей был в свое время даже запрещен. Но эту добрую повесть для детей почему-то трактовали очень жестко. Она ставилась и как рок-опера, и как политическая притча, а в некоторых спектаклях актеры, не мудрствуя лукаво, натурально изображали собак - гавкали и бегали на четвереньках.
Галкин решил не искать в повести то, чего в ней нет, а раскрыть самого автора. Его спектакль сделан совсем в другом жанре. Его герои счастливы в своем овраге, они там живут, влюбляются, смеются и, казалось, ничто не предвещает печального финала. Но именно это и трогает зрителей до слез, даже несентиментальных, умудренных жизненным опытом седовласых мужчин.
С этим спектаклем студенческий театр МГУЛа поехал в Краматорск на Украину на четвертый международный фестиваль «Театральная легенда-2006» им. М.Д.Силаева и стал его лауреатом. «Собачий вальс» был отмечен в нескольких номинациях: как лучший театральный коллектив, за сценографию (художник-декоратор Анатолий Савин), за пластическое решение спектакля (хореограф-постановщик Михаил Чувилькин), за лучший актерский ансамбль, за лучшую мужскую роль (Алексей Колупаев), за создание яркого сценического образа (Анна Елисеева и Игорь Сайгин) и в номинации «Король эпизода» (Марк Гущин).
Спектакль «Дракон» - иного характера. Это - сказка для взрослых, веселая и поучительная. В ней много музыки и песен, которые написали сами студенты. Даже при сравнении с таким хрестоматийным воплощением «Дракона», какое сделал на телевидении Марк Захаров, студенческий спектакль поражает своей новизной и яркостью. Ребята играют взахлеб и если вначале еще было некоторое опасение, что силами студентов такую многоплановую пьесу не вывезти, то в конце об этом не думаешь и жалеешь, что действо уже закончилось.
После общественного просмотра «Дракона» первые зрители высказали немало замечаний - спектакль требует доработки, но все эти шероховатости уйдут к настоящей премьере, которая состоится в сентябре.

А.УРАЛОВА
"Родники", 09 июня 2006 г.

Остров сокровищ

Сегодня мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ» закрывает сезон. Под занавес театр побаловал еще не ушедших в массовом порядке в отпуск мытищинцев премьерой. Три дня подряд, начиная со среды, в «ФЭСТе» идет новый спектакль по пьесе Джона Бойнтона Пристли «Сокровище острова Пеликан».

Английский писатель и драматург, продолжатель традиций классической английской литературы, восходящей к Диккенсу, известен своими психологическими исследованиями душ человеческих, их страстей и поступков. Достаточно вспомнить пьесу «Опасные повороты», поставленную на телевидении Владимиром Басовым, или музыкальную экранизацию повести «31 июня». Неожиданные сюжетные ходы позволяют Пристли проследить мотивацию поступков его героев. Интрига пьесы «Сокровище острова Пеликан» заключается в том, что группа людей находит на необитаемом острове клад. Решение проблемы, что с ним делать, позволяет высветить характеры персонажей пьесы и глубинную игру страстей.
Поставил пьесу режиссер Николай Крутиков. Это его первая постановка в театре «ФЭСТ», но не первое знакомство с труппой. Режиссер и фэстовцы давно и хорошо знают друг друга. Они учились на одном курсе в театральном училище имени Щепкина. После третьего курса Николай Крутиков ушел с актерского факультета и поступил в ГИТИС на режиссерский курс А.А.Гончарова, который благополучно и окончил. В его послужном списке постановки в театре имени Маяковского, Московском молодежном, Таллиннском русском театре, Дебют-центре Дома актера.
Режиссер относит себя к представителям русского реалистического театра. Любимым его драматургом является Чехов, и то, что в репертуаре театра «ФЭСТ» пока нет ни одной его пьесы, считает пробелом. На постановку спектакля в мытищинском театре Крутиков привел свою команду - сценографа Евгения Никанорова, режиссера по пластике движения Елену Каралашвили и композитора Филиппа Чернова. В спектакле заняты все ведущие артисты театра - А.Кузьменко, Д.Полянский, И.Бондаренко, Т.Полянская, Л.Лобанова, Ф.Халяпов, Н.Галютина, С.Гришаков.

А.УРАЛОВА
"Родники", 30 июня 2006 г.

Играем Гоголя

День социального работника был отмечен представлением, которое дали артисты театра “ФЭСТ” в честь самоотверженных и скромных тружеников благотворительного фронта.
Играли пьесу Гоголя “Игроки”, стараниями постановщика И.Панфилова превращенную в криминально-амбициозный фарс. Оживляли классический сюжет непринужденной буффонадой, проще говоря, клоунскими штучками в стиле “Операции “Ы” и других приключений Шурика”.
Полковник Кругель стараниями артиста И.Калагина из обрусевшего немца, каким видел его Николай Васильевич, превратился в не владеющего собой поручика Голицина – чуть что, шашку наголо и сразу в драку.
Шулер Швохнев, в исполнении И.Ильина, стал похожим на итальянского мафиози - набриолиненный брюнет с повадками охотника за черепами. Режиссерская прихоть вооружила его трубочкой, приспособленной для стрельбы отравленными стрелами. Или усыпляющими. Естественно, такое коварство не могло привидеться Гоголю и в страшном сне.
Колоритный И.Бондаренко играл самого себя. И так успешно, что притягивал внимание зала, не прилагая особых усилий.
Д.Полянский, к примеру, старался в меру сил, отпущенных Создателем, срываясь на крик, чтобы побольнее ударить сидящих в первых рядах. И в противоположность ему И.Шаповалов (Глов М.А.) оставался самим собой и в смокинге, и, простите за нескромность, в семейных трусах. Артисты непринужденно шутят, но с учетом того, что в зале не только соцработники, но и дети. Остается сожалеть, что художественный руководитель театра (ещё одна ипостась И.Шаповалова) редко выходит на сцену и не использует в полной мере свой актерский потенциал.

Вика ЛАЗАРЕНКО,
"Родники", 04 июля 2006 г.

Сезон начинается фестивально

С приходом осени начинается не только учебный год, но и театральный сезон. В этом году в Мытищах он открывается необычайно празднично - фестивалями.

Театр кукол «Огниво» в рамках празднования Дня Мытищинского муниципального района и городского поселения Мытищи проводит II Международный фестиваль театров кукол «Чаепитие в Мытищах». Его торжественное открытие состоится вечером 9 сентября на площадке перед театром кукол. И первым спектаклем, который увидят зрители, станет спектакль «Ревизор» по Гоголю в исполнении гостеприимных хозяев фестиваля. Можно сказать, что этим спектаклем «Огниво» открывает свой очередной сезон. В течение шести фестивальных дней мытищинцы и гости города увидят 23 спектакля, как детских, так и взрослых. Спектакли будут представлены на двух сценах - основной и малой.

После фестивального аврала театр «Огниво» продолжит свою работу в обычном режиме. Как всегда планируются три премьеры. Еще до Нового года маленькие зрители увидят спектакль «Старая сказка» по произведениям Бориса Шергина в постановке художественного руководителя театра заслуженного артиста России Станислава Железкина. К Новому году будут подготовлены новое представление с Дедом Морозом и Снегурочкой, любимыми сказочными персонажами и новый спектакль. К завершению сезона театр порадует своих взрослых почитателей постановкой спектакля «Синдбад» о путешествиях знаменитого морехода по арабским сказкам из сборника «Тысяча и одна ночь» в постановке Станислава Железкина.

Предыдущий сезон для театра драмы и комедии «ФЭСТ» был довольно сложным. Ввиду ремонта основной сцены открытие сезона состоялось только зимой. Тем не менее под занавес сезона «фэстовцы» смогли представить своим поклонникам долгожданную премьеру детективно-психологической пьесы Дж.-Б. Пристли «Сокровище острова Пеликан». Те, кто еще не успел ее посмотреть, смогут это сделать в дни фестиваля «Чаепитие в Мытищах» или в течение театрального сезона. Он начнется для театра «ФЭСТ» с очень знаменательного события. В канун праздника - Дня города, 8 сентября, состоится торжественное открытие театральной площади и нового здания театра «ФЭСТ».

В четырехэтажной пристройке разместятся многочисленные цеха театра, гримерные, репетиционные комнаты, библиотека. Но основным помещением в пристройке, конечно, является малая, или камерная, сцена, площадь которой почти такая же, как и у основной. На ней будут готовить новые спектакли, «обживать» декорации, вплоть до генеральных прогонов, играть камерные спектакли, такие, как «Приходите в гости», «Счастливый день» и другие. Зрительный зал при малой сцене рассчитан на сто мест. В результате театр сможет ежемесячно играть больше спектаклей и увеличить количество премьер в сезоне. На малой же сцене предполагается устраивать творческие вечера, встречи, концерты и другие мероприятия.

После церемонии открытия своего нового здания «ФЭСТ» даст спектакль по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваши дома». А на новой камерной сцене первый спектакль будет сыгран на следующий день. Это будет моноспектакль Антона Кузьменко по произведениям Евгения Гришковца.

На сцене обновленного театра «ФЭСТ» с 10 по 15 октября пройдет III Международный театральный фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера». В нем примут участие театральные труппы из Киева, Вильнюса, Саранска, Саратова, Москвы и болгарского города Враца. Спектакли на фестивале будут представлены самые разнообразные и очень интересные. Часть из них будет сыграна в Москве на сцене Международного Дома музыки. Ожидается прибытие на мытищинский фестиваль известных литовских актеров Донатаса Баниониса и Регимантаса Адомайтиса.

В ожидании гостей оба театра прихорашиваются. Фасад театра «Огниво» украсили скульптуры андерсеновских собак из той сказки, чье название носит театр. В сквере и на балконе высажены цветы.

У театра «ФЭСТ» ведется грандиозное строительство фонтанного комплекса. Площадь перед парадным входом в театр порадует глаз не только яркими газонами и цветами, но и серебристыми струями фонтанов.

А.УРАЛОВА
"Мытищи", 26 августа 2006 г.

Подмосковные вечера

С 10 по 15 октября в Мытищах будет про­ходить Международный фестиваль городов-по­братимов "Подмосковные вечера". Подписчики газеты "Родники" могут приобрести билеты на спектакли, которые будут представлены на ос­новной сцене Мытищинского театра драмы и комедии "ФЭСТ" с 30%-ной скидкой.
Акция будет проходить 30 сентября и 1 ок­тября в фойе театра "ФЭСТ" с 12.00 до 18.00. При себе необходимо иметь этот купон, даю­щий право на скидку, и подписную квитанцию на I полугодие 2007 года. Скидки предоставля­ются на следующие спектакли:
10 октября. Открытие фестиваля. Театр "ФЭСТ" (г. Мытищи). Г.Горин. "...Чума на оба ваши дома".
11 октября. "Свободный театр" (г. Киев). А.Аверченко, П.Бессон, П.Вежинов, В.Распутин. "Диалог самцов".
12 октября. Литовский национальный дра­матический театр (г. Вильнюс). П.Барз. "Встре­ча".
13 октября. Государственный русский дра­матический театр Республики Мордовия (г. Са­ранск). А.Дударев. "Порог".
14 октября. Саратовский академический те­атр юного зрителя им. Ю.П.Киселева (г. Сара­тов). Э. де Филиппе "Брак по-итальянски".
Начало спектаклей в 19.00.

"Родники", сентябрь 2006 г.

По полной программе

Так уж повелось, что предпраздничные дни для мытищинских строителей - горячая пора. За последние пять-шесть лет не было ни одного Дня города без торжественного открытия какого-либо важного объекта. Причем год от года подарки к празднику становятся все более весомыми. На сей раз главным местом действия стала площадь Мира - завершена реконструкция здания муниципального театра «ФЭСТ» и «театральной площади» с памятником В.И. Ленину и городским фонтаном. Масштаб проделанной работы впечатляет. И строители, и муниципальные руководители говорят об этом объекте с чувством законной гордости.

- Конечно, «ФЭСТ» - это не единственный подарок ко Дню города, - сказал накануне торжественного открытия глава городского поселения Мытищи Александр Михайлович КАЗАКОВ. - В 2006 году мы вводим в строй много интересных и очень важных для города объектов. Открытие новой школы в Поведниках, которое состоялось 1 сентября, по праву можно считать прекрасным подарком ко Дню Мытищинского муниципального района и ко Дню городского поселения Мытищи. Ведь в этом году мы отмечаем в один день сразу три праздника, и это глубоко оправдано, потому что, по сути, они неразделимы. Завершается строительство детского садика в микрорайоне Химик, разве это не подарок городу? Было много сложностей, пришлось менять застройщика и корректировать проект, но теперь главные трудности остались в прошлом, и мы вышли на финишную прямую. В завершающей стадии реконструкция старого конференц-зала администрации, где разместится районная галерея искусств. Уже начали облицовку фасадов - судя по всему, должно получиться интересно и ярко. Да и само здание администрации преобразилось, обновляются фасады близлежащих домов, так что можно говорить о комплексной реконструкции всей центральной части Мытищ.
Здание муниципального театра занимает в этом проекте особое место. Напомню, что «ФЭСТ» все эти годы работал в здании бывшего кинотеатра «Родина». Была проведена реконструкциям далеко не все соответствовало требованиям, предъявляемым к театральному зданию. Пристройка позволит нормально организовать репетиционный процесс, хранение декораций и костюмов, устроить комфортабельные гримуборные. Все по полной программе. Надеюсь, что это откроет перед творческим коллективом новые перспективы, послужит стимулом к дальнейшему развитию. Важно, что здание теперь и по внешнему облику стало театральным, оно больше не рождает ассоциаций с типовым кинотеатром прошлого века. В перспективе планируется,что «ФЭСТ» возьмет на себя функции культурного центра, состав помещений в пристройке это позволяет - есть малый театральный зал и литературно-художественный салон на верхнем этаже.
Думаю, мытищинцев порадует открытие фонтана на площади. Еще несколько лет назад мы поставили задачу - создать в городе ряд объектов,которые подчеркивали бы его индивидуальность. Это один из таких объектов,второго подобного фонтана в Подмосковье нет.
7 сентября стало важной вехой в истории «ФЭСТа»: отгремели фанфары, нелегкий период реконструкции остался позади, предстоит не менее сложный этап обустройства и освоения нового пространства. Актеры и режиссеры, рабочие сцены и костюмеры уже начали обживаться в новом здании. Пока звучали приветственные речи, в новой просторной костюмерной готовили реквизит к спектаклю с символическим названием «Приходите в гости».
Тем временем работа на других вводных объектах 2006 года идет полным ходом. Для строителей детского сада в микрорайоне Химик праздник впереди, пока на повестке дня ударный труд. Внутри здания завершили все мокрые процессы, работают плиточники, штукатуры и маляры. Близится к благополучному завершению сложная работа по переделке кровли - на чердаке смонтированы все вентиляционные шахты, на 95 процентов выполнена гидроизоляция, уже завезли материалы для лицевого покрытия. Пришлось повозиться, но теперь можно быть уверенными, что «крыша не потечет».
Внутреннюю отделку планируют завершить в середине ноября, потом будут монтировать оборудование. Строители торопят проектировщиков с разработкой документации на благоустройство - надо по максимуму использовать теплое время года. Приходится «на ходу» вносить изменения в проект, идя навстречу пожеланиям жителей близлежащих домов, - на это тоже уходит время. По идее, жильцы должны быть заинтересованы в скорейшем завершении стройки, потому что принято решение после этого выполнить комплексное благоустройство всего двора. Примерно такое же, как в пятом микрорайоне. Если уж начали приводить территорию в достойный вид, нет смысла останавливаться на полпути. Надо расширить проезды, упорядочить автостоянки, установить современное оборудование на детских площадках. Проектировщики уже приступили к эскизам, чтобы ускорить процесс работы, решено провести выездное совещание с участием всех служб - многие решения проще принять прямо на месте.

А.ГОРБАЧЕВА
"Мытищи", 09 сентября 2006 г.

Камерная сцена

По уже закрепившейся традиции ко Дню Мытищинского муниципального района и городского поселения Мытищи строители преподнесли свой подарок. В этом году это пристройка к театру драмы и комедии «ФЭСТ».

Театр располагается в здании бывшего кинотеатра, и, несмотря на некоторые перестройки внутри в нем было очень тесно и неудобно, не говоря уже о том, что оно не соответствовало современным требованиям. Поэтому несколько лет назад было принято решение о расширении театрального здания. И вот пристройка готова. Она изменила архитектурный облик театра. Он стал похож на большой театральный корабль. Светло-желтая облицовка сделала его радостным и солнечным. В такой же праздничный цвет окрашены стены внутри театра. В пристройке разместятся администрация театра, гримерные, костюмерная, хранилища реквизита и декораций, библиотека, музей, но, самое главное, там находится малый зал, который открывает театру дорогу к камерному репертуару.
На церемонии открытия нового здания театра присутствовали губернатор Московской области Б.В.Громов, глава Мытищинского муниципального района А.Е.Мурашов, глава городского поселения Мытищи A.M.Казаков. Губернатор высоко оценил заслуги мытищинского театра как высокопрофессинального коллектива, который зрители любят и на спектакли которого не всегда легко достать билет. «Мы не ошиблись, приняв решение передать здание нефункционирующего кинотеатра театру «ФЭСТ», - сказал А.Е.Мурашов, - наши ожидания оправдались. Его творческие успехи говорят сами за себя. Теперь у театра есть все необходимое для нормальной работы, и зрители вправе ждать новых творческих свершений». Генеральный директор строительной компании А.И.Васянин передал символический ключ от театра художественному руководителю «ФЭСТа» И.А.Шаповалову. Губернатор и глава района перерезали ленточку. Театр открыт. Первым представлением нового театрального сезона стал веселый спектакль «Приходите в гости», в котором блистали Игорь Бондаренко и Татьяна Полянская, только что получившая звание «Заслуженная артистка России».

А.УРАЛОВА
"Родники", 12 сентября 2006 г.

Случайная закономерность

В канун празднования Дня Мытищинского муниципального района, городского поселения Мытищи и города Мытищи ведущей актрисе Мытищинского театра драмы и комедии «ФЭСТ» Татьяне ПОЛЯНСКОЙ было присвоено звание «Заслуженная артистка России».

Полянская одна из редких актрис, которая играет в широчайшем временном и психологическом диапазоне. Ей подвластны и роли юных прелестниц, и роковых зрелых дам, и характерные престарелых тетушек. Она не чурается сегодня выйти на сцену в крошечной рольке, а завтра сыграть главную. И везде смотрится интересно, достоверно и органично. Театральное жеманство ей не свойственно. Она слишком умна для этого. Ее героини могут быть нервными до истерики, добродушными до глупости, кокетливыми до смешного, но всегда разными.
В театр привел ее всемогущий случай. Девочка из интеллигентной семьи училась музыке. Но поступила почему-то в Лесотехнический институт на «Фэст». Там она пришла в агитбригаду, вместе с ней - в театральное училище имени Щепкина, и там же нашла свою «половинку» - Дмитрия Полянского, ныне известного актера. Вместе они уже почти два десятка лет и 24 часа в сутки - в театре, на сцене, дома, на отдыхе. Их сын - ровесник театра «ФЭСТ».
Учеба в театральном была временем счастливым и невыразимо трудным. Подъем в шесть утра, отбой - в полночь. Три дня учились, три дня работали. При таком режиме у Полянских не было возможности держать ребенка при себе, хорошо, что помогали бабушки. Сейчас Татьяна считает, что чего-то недодала сыну, но тогда сомнений в выбранном пути не было. «Нам посчастливилось столкнуться с огромным пластом Российской культуры, и, слава. Богу, мы это осознали».
Трудные времена остались позади, театр «ФЭСТ» стал муниципальным, сын вырос, Татьяна Полянская много играет, пришло признание, зритель ходит «на Полянскую». Конечно, в жизни всякое случается. Бывает, что роль, которую очень хотела сыграть, отдали другой актрисе. Обидно, тяжело смирять самолюбие, но, по мнению Татьяны, это одно из непреложных условий профессии. А как тяжело было переходить на возрастные роли. Настоящая «ломка», пока мудрый педагог Семен Аркадьевич Баркан не сказал: «Как здорово, когда у актрисы появляется переходная возрастная роль, когда уже есть задел на будущее». И сейчас она рада, что может играть и роли героинь и возрастные. Как женщина, как актриса Татьяна Полянская переживает счастливый период: она уже все знает и еще все может.

Е.САФОНОВА
"Родники", 15 сентября 2006 г.

Театральные вечера в Мытищах

10 октября в Мытищах открывается III Международный театральный фестиваль городов-побратимов "Подмосковные вечера".

Фестиваль был основан по инициативе администрации Мытищинского муниципального района и Мытищинского театра драмы и комедии "ФЭСТ" при поддержке Союза театральных деятелей России и Международной ассоциации "Породненные города". Его задачами являются сближение государств и народов на уровне муниципальных образований, а также возрождение института меценатства.

Театральный фестиваль был задуман как ежегодный форум культуры, искусства и предпринимателей городов-побратимов. Предполагается, что в рамках фестиваля, помимо показа спектаклей, организуются встречи общественных деятелей и представителей бизнеса, выставки произведений художников из городов-участников.

Идея фестиваля "Подмосковные вечера" нашла понимание среди театральных деятелей России, ближнего и дальнего зарубежья. Среди участников предыдущих фестивалей были Паневежисский драматический театр им. Ю.Мильтиниса (Литва), театр "Рачо Стоянов" из Габрово (Болгария), театр кукол "На колесах" (Литва), театр "Верим!" из Днепропетровска (Украина). На III фестиваль приглашены Государственный русский драматический театр Мордовии, театр "Камерная сцена" (Москва), Драматический театр (Враца, Болгария), ТЮЗ им. Киселева (Саратов), "Свободный театр" (Киев, Украина), Литовский национальный драматический театр (Вильнюс).

Каждый театр представляет один спектакль. Играть их будут на трех сценических площадках - основной сцене театра "ФЭСТ", вновь открытой камерной и в театральном зале Московского Дома музыки. В составе жюри: театральный критик, редактор журнала "Страстной бульвар, 10" А.И.Лаврова, заведующая отделом театра газеты "Культура" Н.Г.Каминская, координатор по творческим связям стран СНГ и Балтии Конфедерации театральных союзов Э.П.Кутателадзе. Возглавит жюри кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей Российской Федерации Элеонора Макарова.

А.УРАЛОВА
"Родники", 29 сентября 2006 г.

Сладкоголосая птица Сирин

Первый пилотный фестиваль прошел в Мытищах еще в 2003 году, второй не состоялся по причине пожара, так что только нынешний можно считать полноценным фестивалем. Не обошлось, увы, без накладок субъективно-организационного и объективно-ситуационного характера. В частности, заявленный водевиль «Беда от нежного сердца» в постановке Московского театра русской драмы «Камерная сцена» пришлось снять из-за болезни актрисы. Вместо него театр представил постановку пьесы А.Н.Толстого «Царь Федор Иоаннович», интересную, но рассчитанную явно не на малую камерную сцену. Многонаселенный костюмный спектакль требовал большого зала.

За пять фестивальных дней мытищинцы, гости города и жюри отсмотрели девять спектаклей самых разных театров. Зрители голосовали табличками «нравится»-«не нравится» и аплодисментами, бурными и не очень. Жюри подводило итоги на профессиональном уровне, оценивая творчество театральных трупп по многим параметрам. В состав жюри вошли известный театральный режиссер и актер Андрей Житинкин, координатор по творческим связям стран СНГ и Балтии Конфедерации театральных союзов Элеонора Кутателадзе, театральный критик, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Александра Лаврова, консультант творческого отдела Центрального Дома актера им. А.Яблочкиной Виктория Кудрявцева. Возглавила жюри заведующая кабинетом театральной критики Союза театральных деятелей Элеонора Макарова.

Предполагалось присуждать призы по пяти номинациям: за лучшие мужскую и женскую роли, лучшую сценографию, лучшую режиссуру и лучший спектакль. Однако жюри поменяло номинации прямо по ходу обсуждения итогов фестиваля. В результате приз за лучшую женскую роль было решено не присуждать, а выдать два приза за лучшие мужские роли. Обладателями фигурки фестивальной птицы Сирин стали актер драматического театра города Врацы (Болгария) Анастас Попдимитров и актер театра «ФЭСТ» Антон Кузьменко. Лишились приза и сценографы. Вместо них его получил лучший актерский дуэт, которым стали Михаил Жонин и Вячеслав Довженко из Киевского Свободного театра. Туда же, в Киев, уехал приз за лучшую режиссуру. Его вручили постановщику спектакля «Диалог самцов» Артуру Артименьеву. Ну а Гран-при фестиваля «Подмосковные вечера» был присужден Саратовскому академическому театру юного зрителя имени Ю.П.Киселева за спектакль «Брак по-итальянски» в постановке Паоло Эмилио Ланди.

Кроме того, вручались многочисленные призы от спонсоров и приз зрительских симпатий. Свой приз зрители большинством голосов присудили Театру одновременной игры «ZoonapK» из Нижнего Новгорода. Вручение призов перемежалось веселыми номерами театральных капустников и завершилось легендарной песней, давшей название фестивалю, в исполнении актеров театра «ФЭСТ».

Е.САФОНОВА
"Родники", 17 октября 2006 г.

<< | К списку статей о театре | >>
К списку статей о театре

Театр драмы и комедии "ФЭСТ". Официальный сайт

Гостевая книга
На главную страницу